Всемирная туристская организация (ЮНВТО) опубликовала в конце января аналитику за 2024 год. Вывод однозначный — глобальная туристическая индустрия растет ускоренными темпами несмотря на нестабильность мировой политики, да и весьма умеренный экономический рост. По сравнению с 2023 годом число туристов (или, вернее, туристических визитов) выросло в прошлом году на 11% или 140 млн, достигнув уровня 1,4 млрд. Это составляет 99% от препандемийного 2019 года, который, по понятным причинам, является своего рода ориентиром.
Наибольшую динамику ЮНВТО отмечает в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. В Африке по сравнению с 2023 годом индустрия выросла на 12% и на 7% превысила показатели 2019 года. Для Европы эти цифры составляют соответственно 5% и 1%. Для Ближнего Востока — 1% и 32%. Численные показатели — 747 млн туристов в Европе, 74 млн в Африке и 95 млн на Ближнем Востоке. Что касается других частей света, то Америку посетили 213 млн человек (+7% к 2023 году и ниже 2019 г), а Азию и Австралию — 316 млн. Характерно, что именно Азия труднее всего восстанавливается после «ковида». Несмотря на рост туристического потока в 2024 году на 33% или 78 млн визитов, уровень «посещаемости» там пока еще составляет 87% от 2019 года.
Страновые лидеры по числу посещений туристами прежние — это Франция (100 млн) и Испания (98 млн). ЮНВТО также дает статистику по отдельным странам, которые наиболее эффективно смогли воспользоваться увеличением турпотока в ходе его восстановления после глобальной пандемии. Среди них, помимо Катара (+137% по сравнению с 2019 г.) или Марокко (+35%), есть весьма экзотические направления — Албания (+80%), Сальвадор (+81%), Колумбия (+37%) или Эфиопия (+40%). В данном конкретном контексте слово «экзотичный» относится к высокому риску подобной поездки для туристов.
Соответственно, растет не только турпоток, но и заработки отрасли. В 2024 году туристы потратили по всему миру 1,6 трлн долларов, это на 3% больше, чем в 2023 году и на 4%, чем в 2019 (без учета инфляции). Правда, средний турист по прежнему тратит меньше, чем несколько лет назад — 1.100 долларов за одну поездку по сравнению с 1.400 в 2020-21 гг. Правда, тому есть простое объяснение — чем более массовым становится туризм, тем дешевле он обходится гостям. В 2020-21 гг. в туриндустрии наблюдался чудовищный спад в связи с пандемией, потому, скорее всего, стоимость средней поездки довольно сильно выросла. Среди тех, чьи доходы заметно выросли по сравнению с допандемийной отметкой — Испания (+36%), Франция (+27%) и Италия (+23%).
В 2025 году ЮНВТО обещает дальнейший рост турпотока в районе 3-5%, правда, отмечая, что существуют риски ухудшения глобальной геополитической обстановки. В пресс-релизе организации также не освещается такой аспект, как растущее сопротивление «коренного населения» туристам, чье постоянное присутствие приводит к диспропорциям в развитии тех или иных городов и целых регионов. Все это приводит уже не просто к стихийным протестам или неким ограничениям на посещение мест большими группами, но и к серьезным экономическим мерам. Например, в Испании все покупки недвижимости негражданами ЕС будут облагать налогом в 100%. Эта мера направлена против богатых инвесторов из стран Персидского залива или Израиля, которые скупают недвижимость для посуточной сдачи туристам и, таким образом, задирают до небес среднерыночную арендную плату для обычных испанцев.
Игорь Сирин
Фото: редакция