
Рассказываем, на что вы имеете право, если рейс перенесли или задержали.

Последние дни для авиакомпаний и пассажиров выдались непростыми. Из-за то и дело возникающих ограничений на использование воздушного пространства в аэропортах по всей России возник серьезный коллапс. К утру 7 июля воздушные гавани все же открылись и начали обслуживать рейсы в полном объеме. Но по самым скромным оценкам выходные 5–6 июля могут обойтись авиакомпаниям в 20 миллиардов рублей.
«Начиная с 5 июля и до 6 часов утра 7 июля авиакомпании отменили 485 рейсов, на запасные аэродромы ушли 88 рейсов, было задержано на вылет и прилет 1,9 тысячи рейсов, 43 тысячи человек вынужденно вернули билеты», — рассказали в Росавиации.
Сильнее всего проблемы коснулись Шереметьева, Пулкова, где до сих пор ожидают вылета несколько тысяч человек, и нижегородского аэропорта Чкалов (Стригино) — здесь была самая сложная ситуация. В Росавиации подчеркивают: все спорные моменты должны решаться в пользу пассажиров.

Обстановка в аэропорту Шереметьево 6 июля 2025 года
, фото: РИА Новости/Алексей ФилипповНа что имеет право пассажир при задержке рейса
Отказаться от перелета и потребовать полный возврат денег даже за невозвратный билет. Если же вылет отменили и вас пересадили на другой ближайший рейс в этом направлении, вы ничего не доплачиваете за новый билет.
Потребовать возмещения убытков и компенсацию морального вреда. Например, если из-за задержки рейса человек опоздал на пересадку, пропустил какое-то платное мероприятие и так далее. В этом случае убытки надо подтвердить документально (приложить копии билетов). Претензию можно предъявить в течение 6 месяцев со дня задержки.
Потребовать, чтобы перевозчик оплатил штраф. Сегодня он составляет 100 рублей за каждый час опоздания, но не больше 50% стоимости билета.
Но по последнему (а может, и по второму пункту), скорее всего, в силу вступит пункт о просрочке вследствие непреодолимой силы, потому что от перевозчика обстоятельства не зависели.

Какие услуги должны бесплатно предоставить в аэропорту при задержке рейса
До 2 часов ожидания: хранение багажа и комната матери и ребенка для пассажиров с детьми до 7 лет.
После 2 часов ожидания: прохладительные напитки и два бесплатных звонка или сообщения по электронной почте.
После 4 часов ожидания: горячее питание каждые 6 часов, если задержка произошла днем, и 8 — если ночью.
После 8 часов ожидания днем или 6 часов — ночью: гостиница + трансфер «аэропорт — отель — аэропорт».
Важно!
Время задержки отсчитывается со времени отправления, указанного в билете. Например, если рейс должен был вылететь в 16:00, вряд ли вас покормят раньше 8 часов вечера.
Куда позвонить, чтобы узнать о своих правах
Задать все вопросы можно на горячей линии Роспотребнадзора — 8(800)555-49-43.