Вице-президент Союза архитекторов России Алексей Комов: «Нужен не просто Совет по русскому стилю, а нам нужен Совет по будущему»

КУЛЬТУРОМАНИЯ 5 часов назад 29
Preview

– Алексей Олегович, хочу поздравить вас с юбилеем. Вам исполнилось 50 лет, с чем вы подошли к этой дате?

– Подошел я к юбилею абсолютно сосредоточен и бодр. Сейчас я являюсь вице-президентом Союза архитекторов России, первым вице-президентом Союза московских архитекторов, до недавнего времени был главным архитектором Калуги, а 10 лет назад – первым российским главным муниципальным архитектором в воссоединённом Крыму. Работал и в Севастополе, запускал в том числе архитектурное образование в легендарном городе-герое. Проектов много за спиной, впереди ещё больше, благодаря моим соратникам.

– А что вы скажете об участии в деятельности Совета по формированию нового российского стиля, который был впервые создан 18 апреля?

– Слава Богу, что наши усилия не пропали даром, и эта организация была создана при Национальном центре «Россия». Ее возглавила советник президента Елена Ямпольская, а поддержал появление Владимир Путин. Совет займется созданием национально ориентированной архитектурной среды.

Мы с Юрием Белоусовым (сооснователь проекта «Маяки Русского мира» – Ред.) заговорили об этом еще два года назад. Объясняли, что нужно создать определенный регламент, который бы описывал, что мы в стране строим. В документе должны быть нормативы, которые бы не просто ограничивали, а указывали коридор возможностей для прорыва Большого русского стиля.

Тогда наше выступление, посвященное созданию российского стиля, на Крымском телевидении произвело эффект разорвавшейся бомбы. Дело в том, что у нас долго и упорно насаживали, к большому сожалению, неадекватное отношение к самому понятию «русский». Если ты говорил, что искренне любишь «русское», тебя объявляли либо черносотенцем, либо просто юродивым.

Сейчас мы воюем с оружием в руках за саму возможность быть русским, за нашу самобытность, за наш язык. Но ведь архитектура – это тоже язык, язык Русского мира. Ведь первое, что уничтожают наши враги после военных объектов – это памятники, музеи, храмы. Поэтому деятельный, просвещенный разговор о русской культуре жизненно важен. Это вопрос выживания нации. Хватит отсиживаться, пора переходить в наступление.

– Получается, вы пошли в наступление?

– Можно сказать и так. Мы с архитектором Дмитрием Смирновым и еще с несколькими коллегами работаем над формированием критериев нового российского стиля. Сейчас мы готовим документ, в котором будут содержаться нормативные требования. В июне его представим, передадим в новый Совет, предадим огласке.

Ведь архитектура – это язык государства, который из «населения» делает народ. В современном мире, где главная передача информации идет через образ, исключительно важно, чтобы государство быстро и эффективно визуально представляло свои достижения и намерения. В истории нашей архитектуры есть множество примеров того, как зодчие создавали новый визуальный язык России.

 А что мешало заняться этим раньше?

– Дело в том, что законы нашей архитектурной и строительной отрасли придуманы за нас в 90-х на деньги скандально известного Агентства США по международному развитию USAID. Оно пыталось разрушить нашу страну и физически, и ментально. Поэтому нужно тотально перезагрузить весь аппарат принятия решений. Сделать это сложно, потому что помимо законодательных норм, внедренных USAID, везде – на всех этажах, есть носители, лоббирующие либеральную повестку. Нам, как воздух сегодня вместо них нужны везде профессионалы-патриоты.

– Мы с вами говорим на открытии выставки «КОМОВ и друзья». Какое послание демонстрируют работы, представленные на ней?

– В экспозиции приняли участие мои друзья, соратники, соавторы, с которыми я делал раньше проекты. Фактически выставка – визуальный манифест 20 художников, скульпторов и архитекторов. Среди участников – Салават Щербаков и Алексей Гинтовт, Антон Чумак и Алексей Левчук, и многие другие. Их работы создают «монументы грядущего», видение будущего нашей страны.

Дело в том, что архитектура – это не только кубышки с окнами и дверями. Архитектура – это все, что нас окружает. Это ноосфера, если хотите, а архитектор – человек, который создает и структурирует мироздание. Вот это я в меру своих сил и таланта пытаюсь делать со своими соратниками и коллегами. Поэтому на выставке присутствуют работы и китаеведа Виногродского, и легендарного Сергея Бугаева «Африка», с которым мы сейчас плотно сотрудничаем.

– О каком проекте с «Африкой» идет речь?

– Мы с ним готовим книгу о знаменитейшем австрийском архитекторе Вольфе Приксе, который строит по всей России потрясающие здания, строит от Севастополя до Кемерово. Его имя давно внесено на украинский сайт «Миротворец», Киев грозит ему всем, чем только можно. А Прикс продолжает создавать свои объекты для нашей страны.

Он влюблен в Россию, влюблен в российскую архитектурную традицию, в русский авангард. Так, в одной из своих лекций для молодых архитекторов в Севастополе, он рассказывал, что при проектировании хоккейного стадиона «СКА Арена» вдохновлялся так и не построенной Башней Татлина – памятника III Интернационалу.

Вообще, у архитекторов Германии, Австрии тесные связи с Россией. Например, в XIX веке зодчий номер один того времени Карл Фридрих Шинкель проектировал для Николая I в Крыму дворец. А сегодня архитектор номер один в мире – Прикс – украшает Россию своими сооружениями.

При этом он не навязывает, как его порой его коллеги, колониальную глобалистскую повестку, а именно вдохновляется российской традицией и перекладывает ее на современный лад, прокладывая мосты в будущее.

– Что такое российская традиция в архитектуре?

– У нас есть наследие авангардное, от которого питается весь мир, есть классическое наследие.

Русская архитектура – совершенно феноменальный букет из разнообразнейших стилей и направлений. Одно из них – русский классицизм, который представляет собой уникальное культурное явление. И здесь тоже считывается «русскость». Например, по словам архитектора Михаила Филиппова, такого элемента как русская колокольня эпохи классицизма нет ни в одной архитектурной традиции. Опять же – «неорусский стиль» конца XIX века.

Создавая российский стиль, можно использовать детали из прошлого. Но большая архитектура всегда устремлена в будущее, мы должны понимать, что строим. А это зависит от того, чего у нас нет в Конституции – идеологии, описывающей приверженность традиционным ценностям, о которых говорит президент.

Поэтому возвращаясь к деятельности новой организации, можно сказать, что нужен не просто Совет по русскому стилю, а нам нужен Совет по будущему.

А здесь мы приходим к краеугольному вопросу устройства нашего архитектурного хозяйства. Сейчас наша архитектура у нас разъята по разным министерствам: стройка – в Минстрое, генпланы – в Минэкономразвитии, объекты наследия – в Минкультуры. Так невозможно быстро и качественно ни строить будущее, ни восстанавливать города на наших исторических территориях.

Системный архитектурный подход призван сплотить страну, используя разнообразие традиций и современных технологий. Такие задачи может решать только объединенное Министерство архитектуры РФ.  

– Ваш проект «Маяки Русского мира» может это будущее осветить?

– Надеюсь, что да. Мы с соратниками размышляли об исторических территориях, которые вернулись в нашу страну. И с горечью понимали, что за последние 35 лет русское культурное пространство было разрушено, снесено огромное количество памятников, уничтожена память об общей истории.

Было решено создать монументальные произведения, которые назвали «Маяки Русского мира». Они должны показать присутствие русской традиции в вернувшихся городах от Луганска до Мариуполя. Словно российский триколор в тайге, на полюсе, на Марсе, они скажут: «Мы здесь, это мы, это – наше».

Елена Сердечнова
Фото: работа Алексея Комова

 

Читать продолжение в источнике: КУЛЬТУРОМАНИЯ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'