Российский ближнемагистральник «Сухой» — далеко не самый опасный самолет в мире. Однако после пожара в аэропорту Антальи хочется оценить свои риски.
В сумме за 13 лет летной эксплуатации SSJ 100 потеряно 89 пассажиров и сотрудников экипажа и 9 бортов из 232-х построенных. Больше таких самолетов производиться не будет, ибо SSJ 100 на 72% собирался из импортных комплектующих, доступ к которым из-за санкций прекращен. Прямо сейчас разрабатываются и испытываются версии «суперджета» из российских деталей, импортозамещенная модель получила название Sukhoi Superjet New.
Катастрофа 9 мая 2012 года
Особенно драматичная и обидная трагедия, ибо произошла на старте пиар-кампании, раскрутки бренда и в процессе международной сертификации. Экипаж летчика-испытателя Яблонцева отправился в промо-тур по Азии, где «Сухой» демонстрировался потенциальным клиентам и всем желающим.
Девятого мая экипаж из восьми человек поднял в воздух 45 пассажиров в аэропорту города Джакарта. На 18-й минуте полета лайнер пропал с радаров и перестал выходить на связь. Его остатки были найдены почти на двухкилометровой высоте на горе Салак, никто из людей не выжил. Причиной катастрофы назвали рассогласованность между диспетчерами и экипажем.
Авария 25 октября 2010 года
В процессе буксировки мексиканцы в аэропорту Мехико умудрились стукнуть нос «Сухого» о трап. Никто не пострадал, самолет помяли, а ремонтировать не стали — деньги кончились у местного авиаперевозчика.
Авария 10 октября 2018 года
Пилоты рейса из Улан-Удэ при посадке в Якутске не сумели погасить скорость должным образом и выскочили за пределы посадочной полосы. Стойки шасси подломились, люди пережили неприятные мгновения, хотя к превеликому счастью все 92 человека на борту остались живы. Жаль только, сам лайнер был признан непригодным к восстановлению и списан. Причиной инцидента названо обледенение покрытия ВПП и неверный расчет ситуации экипажем.
Катастрофа 5 мая 2019 года
Совершенно кошмарная история, которая многим россиянам врезалась в память. Вечерний рейс вылетел в Мурманск, вскоре после попадания молнии на борту повредились электроника и связь. Экипаж принял единственное верное решение — разворачиваться и готовиться к аварийной посадке в Шереметьево.
Все шло как по маслу ровно до первого касания колес о поверхность земли — лайнер пару раз подпрыгнул, шасси надломились и пробили стойками топливные баки, после чего борт продолжил скольжение практически на пузе. На борту возник пожар. Несмотря на оперативную реакцию пожарных, половину пассажиров — тех, что сидели в хвостовой части — спасти не удалось. Погиб 41 человек. Виновным назначили командира экипажа, он вины не признал и получил в суде шесть лет колонии.
Катастрофа 12 июля 2024 года
Тёмная и загадочная история, когда «Суперджет» «Газпром авиа» после ремонта в подмосковных Луховицах возвращался в место базирования, в аэропорт Внуково. Между ними расстояние смешное, и оно оказалось роковым для борта — после семи минут в воздухе, лайнер упал в лесу. Все три члена экипажа погибли. Точные причины крушения пока не названы, ясно что борт неверно реагировал на команды управления и слишком стремительно снижался.
Авария 25 ноября 2024 года
Пассажиры рейса Сочи-Анталья отпраздновали свой второй день рождения, когда остались целыми во время посадки «Суперджета» в Турции. Всего на борту пребывали 89 пассажиров и 6 человек экипажа, полет проходил в трудных метеоусловиях и на посадке лайнер задел левым двигателем взлетно-посадочную полосу, что и стало причиной пожара движка. Основные версии причин инцидента — ошибка пилотирования или так называемый «сдвиг ветра» — атмосферная микроаномалия, весьма опасная для авиации. Многие обозреватели сразу отметили, что в этой аварии много общих черт с предыдущими.
Если после чтения всего этого у вас усилилась аэрофобия, то без паники. Современная гражданская авиация совсем не ужасна, что доказывает наша статья про самый безопасный пассажирский самолет в мире.