Встреча со страхом лицом к лицу: как Стивен Кинг показывает детские травмы в своем творчестве

MAXIM 2 часов назад 122
Preview

Собрали 7 ярких примеров того, как Стивен Кинг передал детские травмы в своих книгах, и как их считали режиссеры экранизаций.

Стивен Кинг не только «король ужасов» — фанаты знают его и как мастера психологизма. В виде жутких образов в работах писателя часто предстают именно те страхи, которые многие люди переживают во время взросления. Он облекает их в форму, помещает в свой любимый «маленький город» и показывает, что можно с ними сделать. Или же что могут сделать они.

«Оно»

В «Оно» тема детских травм ключевая, и на ее основе строится весь сюжет о борьбе главных героев с чудовищем, который питается страхами. Оно живет под землей и обожает нападать на своих жертв в моменты, когда они одиноки — то есть, когда остаются наедине с собственными мыслями. Это напоминает о том, как проявляется тревожность: настоящий «монстр» прячется в глубине подсознания, и не дает человеку здраво оценить ситуацию. С такой проблемой сложно справиться взрослому, а подростку, еще живущему в «мире детства», где все одновременно кажется и безопасным, и пугающим, тем более тяжелее понять, что с ним происходит.

Режиссер Андрес Мускетти знал, что история, произошедшая в городке Дерри, гораздо глубже, чем простой бой с кошмарным клоуном: он показал Пеннивайза ярким и запоминающимся, но также обратил внимание зрителей и на другие источники «зла». Среди них были жестокие одноклассники и родители, которые не проявляли внимания к детям и даже творили насилие. Они оставили в психике каждого участника «Клуба неудачников» свой след — став взрослыми, герои продолжили жить в постоянном страхе, и с этим им не помогло ни уничтожение монстра, ни время. Все изменила лишь встреча с прошлым лицом к лицу.

«Обезьяна»

Как и Стивен Кинг, Осгуд Перкинс, снявший экранизацию рассказа «Обезьяна», не заинтересовался происхождением демонической игрушки: она просто однажды попадает в руки отцу главных героев и начинает убивать самыми неожиданными способами. Впрочем, такой «пробел» в истории сложно назвать проблемой, ведь сама суть проклятой вещи не в ней, а в ее смысле, о котором у зрителей и читателей до сих пор идут долгие споры. Одна из теорий гласит, что обезьяна — символ подавленных страхов и непостижимого зла, что звучит весьма правдоподобно.

В ленте, которую создатели позиционируют как хоррор-комедию про отношения «отцов и детей», убийства происходят чуть ли не беспрерывно. Так авторы ненавязчиво напоминают, что смерть всегда приходит неожиданно и от нее никуда не деться. Об этом говорит и мать главных героев-близнецов, когда они в детстве впервые сталкиваются с утратой близкого. Также как и в «Оно», их травмы остаются с ними и во взрослом возрасте — спустя 25 лет им предстоит снова увидеть проклятую игрушку и остановить череду убийств. Правда, финал «Обезьяны» удивляет больше: зрителей встречает философская задумка, о которой хочется порассуждать вместе с кем-то таким же потрясенным. И, пожалуй, это весомая причина причина сходить на ленту-аттракцион в компании друзей, заранее взяв билеты на Кинопоиске.

«Кладбище домашних животных»

Еще одна история о проживании потери близкого из коллекции ужасов Стивена Кинга. В фильме он выступил полноценным сценаристом и сам контролировал процесс съемок, создав творческий тандем с режиссером Мэри Ламберт.

Идея «Кладбища домашних животных» пришла к писателю в момент, когда его семья лишилась Смаки — любимого кота дочери. Видя ее расстроенной, Кинг подумал о том, что случилось бы, если питомца можно было вернуть назад, и еще отметил, как тяжело объяснить ребенку тему жизни и смерти, не навредив его психике. Так родился сюжет о слабом человеке, который, даже став взрослым, не смог смириться с утратой: герой ленты и книги сначала потерял пациента, затем кота, а в конце и собственного сына, которого попытался спасти с помощью темных сил. Луис делал все, что мог, ради воскрешения тех, кого уже не вернуть, вместо того, чтобы собраться с духом и принять реальность. Из-за этого ситуация становилась все хуже и безумнее, а сам мужчина вяз в страхах и держался за прошлое, забывая о своей жизни.

«Зеленая миля»

Режиссер Фрэнк Дарабонт мог снять фильм по очередному хоррору «короля ужасов», но выбрал произведение, по которому отлично виден талант Кинга-драматурга, и не прогадал — глубокая философская лента «Зеленая миля» стала настолько культовой и узнаваемой, что до сих пор находится на 5 месте в ТОП-250 лучших фильмов Кинопоиска и имеет оценку 9,1.

Сам автор книги назвал картину «самой верной адаптацией своей работы», хотя и отметил главное отличие экранной истории от книжной: это сентиментальность, которую режиссер привнес в жестокий сюжет и которая позволила зрителям увидеть в главном герое «взрослого ребенка». Кажется, что Джон Коффи, несправедливо обвиненный в ужасном преступлении, смотрит на мир «детскими» глазами — чистыми и немного наивными. Он проживает каждую эмоцию, не стараясь их скрыть или подавить, не теряет веру в людей и продолжает быть собой даже в тюремной камере. Глядя на Джона, можно вспомнить и о собственном «внутреннем ребенке», чей голос многие взрослые пытаются «заглушить», но на деле же иногда нужно обратиться к нему, чтобы найти ответы на важные вопросы. Кстати, персонаж Тома Хэнкса как будто бы так и делает: именно после встречи с Джоном Коффи он решает не плыть по течению, а следовать зову сердца.

«Сияние»

Одна из причин, по которой Стивен Кинг «невзлюбил» экранизацию Стэнли Кубрика, заключается в Джеке Торренсе: по мнению автора, режиссер сделал из этого персонажа абсолютного безумца, который как будто был им еще и до переезда в отель «Оверлук». Хотя в романе у мужчины есть своя предыстория, которая помогает глубже понять его состояние — Джек рос в сложной семье с жестоким отцом, избивавшим мать, и не видел примера здоровых отношений.

На фоне «Сияния» Кубрика «Доктор сон» Майка Флэнагана выглядит как «компенсация»: здесь к сценарию приложил руку сам писатель, а сюжет развернулся вокруг Дэнни Торренса, сына Джека. Его воспоминания из детства полны кошмаров — от момента, когда отец сломал ему руку, до ужасного финала отеле. Повзрослев, герою удалось немного социализироваться, но все же ему было сложно выстраивать отношения с людьми: он вел маргинальный образ жизни, был отшельником и не имел никаких планов на будущее. Однако, когда Дэнни встрел подростков с такими же паранормальными способностями и понял, как им нужна его помощь, герой встал на путь изменений и начал проработку собственных травм.

«Игра Джеральда»

Кажется, Майку Флэнагану особенно понравился психологизм Стивена Кинга, потому что перед тем, как снять такой удачный «Доктор сон», он экранизировал «Игру Джеральда». Сам роман ранее не интересовал никого из режиссеров — идея истории, чье действие происходит исключительно в одной комнате, не очень вдохновляла. Но Майк увидел в ней простор для творчества и решил добавить собственную фантазию, не исказив, а даже подчеркнув задумку писателя.

Ему было дано: девушка, прикованная к кровати, и ее партнер, который внезапно ушел из жизни из-за остановки сердца (вероятно, повлияла виагра). Как придать ситуации глубины? Решение Майка: флэшбэки. Как и в книге, героиня погружается в собственные страхи и постепенно начинает путать реальность с галлюцинациями. «Игра Джеральда» превращается в игру разума, и уже из комнаты зритель вместе с Джесси перемещается в ее прошлое. Собирая по кусочкам бэкграунд девушки, состоящий из тяжелого детства и сложного взросления, в финале ленты можно представить, какие выборы она сделала и как сама себя заковала в наручники еще до того, как попасть в эту комнату.

«Касл Рок»

«Касл Рок» — не просто экранизация. Этот сериал собрал в себе сразу несколько образов и сюжетов, созданных Стивеном Кингом и происходящих в его вымышленном городке. Кажется, что у каждого героя здесь есть свой страшный скелет в шкафу, поэтому обратить внимание на проект стоит и ради того, чтобы познакомиться с интересными персонажами, многие из которых оказались новыми версиями знакомых героев писателя.

Стоит сказать, что самому «королю ужасов» очень понравилось такое киновоплощение его вселенной, и он был расстроен, когда сериал не продлили на третий сезон. Но, тем не менее, авторам «Касл Рока» хватило и двух: сериальный формат позволил им развернуть масштабную историю, которая рассказывает об играх памяти. Ее главный герой совсем не помнит важный момент детства: однажды маленький Генри пропал без вести, и жители Касл Рока искали его целых 11 дней. В конце концов, мальчика нашли посреди замерзшего озера, не понимая, как он смог выжить. Это событие заставило горожан заподозрить его в убийстве отца, который недавно вернулся с того же озера раненым и скоропостижно скончался. С тех пор прошло много лет, он вырос, стал адвокатом приговоренных к смерти и вернулся в Касл Рок, чтобы столкнуться с прошлым и узнать правду, которая до сих пор не дает ему покоя.

 

Читать продолжение в источнике: MAXIM
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'