Дебютанты начинают – и выигрывают
По словам организаторов, главная цель «Нового движения» – открыть дверь в киноиндустрию тем молодым кинематографистам, которые сняли свои дебютные полные метры, но не очень понимают, куда двигаться дальше. Из их работ сформировалась яркая конкурсная программа, не делающая различий между многобюджетными студийными проектами и независимыми авторскими экспериментами, снятыми за символическую сумму. Не случайно конкурсный показ открыл медитативный фильм музыканта и режиссера Дмитрия Прасолова «Иногда мы путешественники», снятый одним кадром и получивший Особое упоминание жюри «За звуковую экранизацию монументальной тишины». Это своего рода аудиовизуальная попытка схватить реальность за хвост: автор поднимается на гору Хвамли и снимает ручной камерой каждый шаг.
Похожие медитативные интонации можно расслышать и в неспешной поэтической саге «В горах. Она» Саида Тулгурова (история девушки, вернувшейся в родное горное село после долгого отсутствия) и в «Неподвижных звездах» Ивана Курбакова (рассказ о подростках, вспоминающих свою умершую подругу – поэтессу Соню). «Звезды» получили приз «За лучшее визуальное решение» (оператор – Никита Лычев).
А вот «Поле чудес» Анны Сичинской и «Мой парень, манекен» Дмитрия Николенко – стопроцентно развлекательное кино. Правда, «Поле чудес», снятое для детской аудитории, не слишком убедительно даже для малышей: в нем ватага школьников младших классов пытается помешать бизнесмену открыть строительный рынок на том месте, где они играли. А вот ромком о внезапной влюбленности между художницей и манекеном выглядит уже гораздо более оригинально, поэтому картина получила Специальный приз от кинопрокатной компании «Атмосфера кино», а вместе с ним шанс дойти до кинотеатров.
«Северная станция» Сергея Овечко – неплохой пример арт-мейнстрима, то есть авторского кино, которое не боится говорить со зрителем на понятном ему языке. Это серьезная психологическая драма о студентке биофака, которая влюбилась в профессора, а он оказался не только ловеласом, но и опытным манипулятором. С «Нового движения» «Северная станция» увезла сразу три приза: «За лучшую режиссуру», «За лучшую женскую роль» (Дарья Алыпова) и «За лучшую мужскую роль» (Сергей Волков).
Как бы то ни было, в этой негласной битве между авторскими фильмами и зрительскими победили эксперименты: лучшей работой была названа «Привычка нюхать пальцы» Вячеслава Иванова. Главный герой проекта – продавец унитазов, которого достает какой-то неадекватный шутник с просьбой вытравить тараканов из его квартиры.
Призы розданы – что дальше?
Одна из важных особенностей «Нового движения» в том, что фестиваль не ограничивается конкурсной программой и спецпоказами. В этом году в рамках смотра был запущен кинорынок авторского кино – площадка для продвижения экспериментальных проектов. «Мы хотим, чтобы судьба фильмов не ограничивалась только фестивальными показами. Нам нужно помочь авторам найти путь к зрителю: через прокат, онлайн-кинотеатры или ТВ», – говорит генеральный продюсер киносмотра Артем Михалков.
Взгляд в будущее
Не менее важны для «Нового движения» и сопутствующие программы: деловая и образовательная. Они оказались на редкость разносторонними и обширными – студенты и абитуриенты кинематографических школ получили доступ к мастер-классам по работе со всеми цехами: операторским, художественно-постановочным, продюсерским и т.д. А участники профессиональной деловой программы обсудили важные вопросы во время круглых столов (к примеру, обсуждались сущность нового документального кино, особенность продвижения проектов через онлайн-платформы и т.д.).
Полные залы и зрительские хиты
Один из секретов популярности «Нового движения» у жителей города – грамотная работа с аудиторией. Понятно, что для большинства из нас авторские экспериментальные фильмы – это terra incognita. А вот возможность первыми увидеть на экране потенциальные прокатные хиты интригует многих. Поэтому в рамках смотра проходили специальные показы таких фильмов, как «Искупление» Константина Еронина с Сергеем Безруковым, «Нейробатя» Виталия Дудки с Денисом Власенко и «На деревню дедушке» Влада Богуша с невероятным Юрием Стояновым. Залы на таких показах были битком, через них зрители узнавали о смотре – и потом шли уже на конкурсную программу или на короткие метры совсем молодых кинематографистов.
Из спецпоказов же выделим трогательную семейную комедию «На деревню дедушке», рассказывающую о зарождении большой любви между десятилетним внуком – специалистом по искусственному интеллекту – и его олдскульным дедом, который, кроме трактора, ни одну технику освоить не может. Из этого, в общем-то, традиционного сюжета авторы сумели сделать симпатичное и искреннее кино, идеальное для семейного похода в кинотеатр.
Вера Аленушкина
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Новое движение»