Очередное разводилово или необходимость для развития инфраструктуры?
В России, как и в других странах, существуют платные дороги. Они вызывают неоднозначную реакцию у водителей: кто-то считает их необходимым инструментом для развития инфраструктуры, а кто-то видит в них лишь способ заработка на автомобилистах.
В целом платные дороги — это инструмент для привлечения дополнительных средств на развитие и поддержание дорожной инфраструктуры. Эти деньги могут быть направлены на строительство новых дорог, ремонт существующих, улучшение безопасности движения и другие цели. Они могут быть построены в местах, где существует высокая транспортная нагрузка, но нет возможности расширить дорогу или построить новую.
На платных дорогах обычно выделяют зоны, и стоимость проезда в каждой из них не всегда зависит от расстояния. Часто используется сложная система тарифов, где цена может меняться не только в зависимости от точек въезда и выезда, но и от дня недели, времени суток, а также от типа машины.
За проезд большегрузных автомобилей взимается большая плата, за легковые автомобили — меньшая. На платных мостах, путепроводах и тоннелях водитель обычно платит за проезд фиксированную сумму, без учета пройденного расстояния.
Правительство определяет методы расчета между клиентом и оператором транспортной системы, а также максимальные тарифы за проезд. В Постановлении № 257 от 18 февраля 2023 года указана стоимость проезда, которая зависит от категории автомобиля. Также указано, что стоимость может меняться в зависимости от индекса потребительских цен. Однако далеко не все водители оплачивают проезд по платной дороге.
Так, в 2023 году Ространснадзор наложил более миллиона штрафов за неоплату проезда по платным автомагистралям. Большая часть постановлений была вынесена в отношении пользователей Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и М-12 «Восток».
В соответствии с законодательством у водителя есть пять дней на то, чтобы погасить задолженность. Согласно статистике, предоставленной «Коммерсанту» «Автодором», в 95% случаев водители успевают сделать это в установленный срок. Если долг не погашен, то материалы передаются в Ространснадзор, который назначает штраф в соответствии со статьей 12.21.4 КоАП. В настоящее время размер штрафа составляет от 1500 до 5000 рублей в зависимости от типа транспортного средства. После уведомления водителю дается еще 20 дней на оплату задолженности. Если долг погашен в течение этого срока, штраф отменяется.
Но с 1 сентября 2023 года Минтранс предложил повысить штрафы за неоплату проезда по платным дорогам и участкам. Согласно проекту, за проезд без оплаты по федеральным трассам или платным участкам на легковом автомобиле будет взиматься штраф в размере 10 тысяч рублей, а на грузовом транспорте — 30 тысяч рублей. Если же грузовой автомобиль принадлежит иностранному перевозчику, то штраф составит 50 тысяч рублей.
Как Минтранс пояснил РБК, на сегодняшний день штрафы за неоплату проезда меньше, чем тарифы оплаты, поэтому санкции перестают быть «эффективным средством предупреждения совершения новых правонарушений».