Зачем нужен дирижер, если оркестр и так играет в одном ритме

MAXIM 12 часов назад 28
Preview

Каковы главные функции дирижера и почему исполнение одного произведения разными дирижерами всегда отличается от других.

фото:

кадр из мультфильма «Том и Джерри»

Одна из первостепенных задач дирижера — это суметь правильно понять произведение. Этот главный человек всегда следит за ритмом и выразительностью партии каждого инструмента. Ведь самое важное — передать настроение и смысл, которые композитор вложил в каждую партию.

Зачем дирижеру палочка и как ему удается управлять целым оркестром?

Палочка играет важную роль для музыкантов, которые сидят вдалеке, ведь из-за специфического освещения не каждый способен верно рассмотреть движение руки.

Впрочем, некоторые маэстро отказываются от палочки ввиду разных соображений: удобство, дополнительное взаимодействие руками (хлопки, щелчки и т. д). Кстати, дирижировать можно чем угодно, от зубочистки до смычка.

В процессе взаимодействия с оркестром или хором дирижер использует не только палочку. Мимика и корпус тела также играют важную роль. Беззвучными подсказками дирижер направляет каждый голос и инструмент. Стандартный пример: чем шире, больше и активнее движения дирижера, тем большей экспрессией наполняется произведение, а чем спокойнее — тем тише.

Мюнхенский филармонический оркестр под управлением дирижера Валерия Гергиева. Бавария, Мюнхен, 8 октября 2021 г.

, фото: Getty Images

Так в чем же секрет разной игры одного и того же произведения?

У многих композиторов есть записи о том, как по их задумке должно звучать произведение. Да даже над первой строчкой любого фрагмента обязательно напишут настроение. Бери и играй, ноты же везде одни.

Но нет, каждый дирижер во время изучения и разбора произведения в процессе сам понимает, чего именно просит музыка. Может быть написано «подвижно» — но на сколько подвижно? Написано «не спеша» — как сильно можно не спешить? Вопрос спорный и относится также к длине пауз.

В каждом произведении также есть главные и вторые партии и у каждого свое соло. От дирижера зависит, кто будет играть тише, а кто выйдет на передний план. По мере развития профессиональных качеств у каждого дирижера появляется свой личный почерк, через призму которого он смотрит на мелодию и историю, которую нам рассказывают ноты.

Дело не только в интерпретации, но и в изучении истории произведения. За столько лет трудов композиторов инструменты и материалы для их изготовления сильно изменились. Например, из-за других струн во времена барокко скрипка звучала более приглушенно, чем сейчас. И в процессе разбора мелодии дирижер сам выбирает, будет ли учитываться подобная особенность инструментов.

На плечах дирижера лежит большая ответственность за игру музыкантов, поэтому его наличие особенно важно для больших оркестров, где не каждый музыкант слышит, что играют на другом конце ряда.

Читать продолжение в источнике: MAXIM
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'