В эпоху, когда каждый из нас носит в кармане мобильный телефон, торговые сети активно продвигают идею «персональной экономии» через специальные приложения. Rewe, Rossmann, Lidl и другие гиганты ритейла заманивают нас предложениями, которые обещают накопительные бонусы, мгновенные скидки и уникальные акции. Но что на самом деле скрывается за этими «привлекательными» программами?
От цифр к реальности: сколько вы действительно экономите? Экономист Саарского университета прикладных наук Маркус Мюнтер подчеркивает, что итоговая выгода для покупателей выглядит гораздо скромнее, чем обещает реклама. Он ссылается на многочисленные исследования, согласно которым средний процент реальной экономии колеблется всего от 0,3% до 1,6%, чаще всего останавливаясь у отметки 1,2%.
Мюнтер поясняет, что если представить семью из четырех человек с ежемесячными расходами в 2000 евро, то даже при активном использовании всех возможных бонусных систем она сможет вернуть лишь около 10 евро. Он добавляет, что фактически это означает следующее: за 10 евро люди обменивают сведения о своих покупках, превращаясь в источник ценных коммерческих данных для ритейла.
Под колпаком супермаркета
Дабы пользоваться мобильными приложениями, обычно нужно указать свои личные данные — фамилию, возраст, пол. Но, как отмечает Андреа Штайнбах, эксперт из Центра потребительских консультаций земли Рейнланд–Пфальц, этим дело не ограничивается. Супермаркеты и аптеки стремятся выстроить максимально детальный «портрет» покупателя:
- Где и когда вы приобретаете товары
- Какую сумму тратите, и каким способом платите
- Возвращаете ли вы тару или игнорируете депозит
- Предпочитаете ли пользоваться кассой самообслуживания или общаетесь с кассиром
Все эти сведения позволяют торговым сетям «проживать» с вами каждый ваш поход за покупками. «Все, что переживаю я сама, записывается и попадает к поставщику», — резюмирует Штайнбах. На основе собранных данных формируются точечные рекламные кампании, ориентированные на ваши предпочтения. Скажем, если вы регулярно кладете в корзину овсяное молоко, приложение обязательно сообщит вам о снижении цены именно на этот продукт.
Когда покупки превращаются в игру
С тем, чтобы пользователь не терял интерес и возвращался в магазин вновь и снова, компании добавляют в процесс покупок элементы, характерные для компьютерных игр, объясняет Маркус Мюнтер. Он сравнивает это с системой поощрений в видеоиграх, где пользователи могут повышать свой «статус», собирать виртуальные «награды» и получать дополнительные бонусы за регулярную активность.
Иначе говоря, люди видят, как их действия получают некое признание, а статусные сообщения в приложении помогают убедить их в том, что они движутся в правильном направлении. Мюнтер подчеркивает, что такие механизмы заставляют пользователей ощущать ...