Склады дилеров худеют: куда исчезают сотни тысяч автомобилей

Источник: NEWSINFO.RU | Дата: 1 неделя назад

Осень 2025 года началась для авторынка РФ с умеренно позитивных сигналов: на складах автодилеров сохраняется крупный, но уже снижающийся запас автомобилей. В начале года многие эксперты били тревогу: склады были забиты более чем 500 тысячами нераспроданных машин. Сейчас ситуация меняется — запасы уменьшаются, а их структура становится более "здоровой".

По словам Сергея Целикова, директора аналитического агентства "Автостат", на данный момент в салонах и у дистрибьюторов насчитывается около 400 тысяч автомобилей. Это всё ещё крупный объём, но уже ощутимо меньше, чем в январе. Эксперт называет ситуацию движущейся к нормализации, и называет ориентир — 350 тысяч машин, к которым дилеры, вероятно, подойдут уже к середине осени.

"Если в начале года количество нераспроданных автомобилей, скопившихся у дилеров и дистрибьюторов, оценивалось в 500 тысяч единиц, то сегодня эта цифра снизилась примерно до 400 тысяч машин", — сказал директор Сергей Целиков.

Невзирая на внушительный общий объём, сами стоки претерпели качественные изменения. Теперь менее трети от всего запаса составляют машины, произведённые в прошлом году. Это важный показатель: именно прошлогодние авто сильнее всего мешают рынку двигаться вперёд. Их сложнее продать без скидок, они теряют в привлекательности у покупателей и требуют более агрессивной распродажи.

Теперь акцент сместился в сторону свежих моделей, а это значит, что дилеры получают больше гибкости в ценообразовании и маркетинге. Более актуальные автомобили лучше отвечают запросам потребителей и не создают такого давления, как "залежалый" товар.

В первой половине 2025 года склады дилеров были буквально забиты автомобилями. Причин было несколько. Во-первых, на рынке наблюдалась высокая неопределённость: кто-то ожидал возвращения привычных брендов, кто-то — снижения цен. Во-вторых, сохранялось затоваривание моделями, поставленными в конце 2024 года, когда производители и дилеры пытались "догнать" продажи и не потерять долю рынка.

На этом фоне многие потенциальные покупатели занимали выжидательную позицию. Особенно это касалось бюджетного сегмента, где каждая скидка имеет значение.

Прогнозы на осень звучат достаточно уверенно. По словам Целикова, если динамика сохранится, дилерские запасы могут сократиться до 350 тысяч машин. Это соответствует 2-3 месяцам стандартного объёма продаж — именно такая норма считается на рынке "рабочей" и "здоровой".

"По прогнозам Целикова осенью дилерские стоки сократятся до 350 тысяч авто, что соответствует обычной 2-3-месячной норме продаж", — отметил директор Сергей Целиков.

Если прогноз сбудется, это будет означать, что рынок справился с последствиями перенасыщения и вернулся к более сбалансированному состоянию. Такой баланс важен как для дилеров, так и для потребителей: первые могут гибко реагировать на спрос, вторые — получают доступ к актуальным предложениям без перегрева цен.

Однако говорить об идеальной картине по всей стране пока рано. Эксперт подчёркивает: указанные 400 тысяч машин — это средняя температура по больнице. У некоторых брендов, особенно тех, кто не может похвастаться высокой узнаваемостью или стабильной поставкой, всё ещё наблюдаются сложности с оборачиваемостью стока.

"Эти цифры — средние по рынку. И у отдельных "слабых" брендов необходимость в нормализации стоков по мнению эксперта не потеряла актуальности", — пояснил директор Сергей Целиков.

Для таких брендов избыток запасов остаётся серьёзной проблемой. Им приходится делать существенные скидки или идти на нестандартные маркетинговые шаги, чтобы продвигать свой товар. В условиях высокой конкуренции и ограниченного покупательского спроса это непростая задача.

Потребители, как и всегда, выигрывают от активного движения в складской политике дилеров. Во-первых, большее число свежих автомобилей на складах — это больше выбора. Во-вторых, переход к сбалансированным стокам означает, что ценовая политика станет предсказуемее. Хотя ожидать массовых скидок в ближайшие месяцы вряд ли стоит — рынок постепенно выходит из зоны турбулентности.

Кроме того, если дилеры избавятся от избыточных запасов, это может ускорить обновление модельного ряда и сделать предложения более актуальными. На фоне общего снижения импорта из недружественных стран и доминирования китайских производителей, разнообразие на рынке становится особенно ценным.

Источник: NEWSINFO.RU