Скоро будет поздно: что теряет Volkswagen в Китае, Америке и самой Германии

Источник: NEWSINFO.RU | Дата: 1 неделя назад

Концерн Volkswagen переживает самый непростой период за последние десятилетия. Массовые увольнения, падение акций, внутренние конфликты и давление со стороны Китая и США — всё это стало частью новой реальности одного из крупнейших автопроизводителей мира.

Критика со стороны инвесторов стала особенно острой на недавнем собрании акционеров. Главной мишенью вновь стал Оливер Блюме, совмещающий посты CEO сразу двух гигантов — Volkswagen и Porsche AG. С момента выхода Porsche на биржу в 2022 году эта двойственность вызывала споры.

"Господин Блюме, мы еще раз настоятельно призываем вас отказаться от одной из ваших должностей в совете директоров", — заявил представитель Deka Investment Инго Шпайх.

Он назвал существующую структуру управления "крайне проблематичной".

Блюме же, напротив, убеждён, что такая модель помогла выстроить стратегический мост между двумя брендами/

"С самого начала было ясно, что [моя двойная роль] не будет длиться вечно. Двойная роль — это рецепт успеха", — подчеркнул он.

Однако доверие акционеров подорвано не только вопросом управленческой структуры. За последний год акции концерна просели практически на четверть — давление усиливается на всех ключевых рынках: торговые споры в США, жесткая конкуренция в Китае и растущие издержки в Европе. Инвесторы также указывают на дефицит компетенций в совете директоров по вопросам цифровизации и электромобилей.

Еще одним тревожным сигналом стали беспрецедентные сокращения. В Германии концерн планирует избавиться от 35 тысяч рабочих мест за 5 лет, включая 1900 сотрудников Porsche, 7500 — Audi и треть разработчиков программного обеспечения. Около 20 тысяч работников уже согласились на добровольный уход по договоренности.

"Примерно 20 тыс. увольнений уже оформлены по соглашению сторон", — рассказал глава HR-департамента Гуннар Килиан.

Это не классическое сокращение, а мягкие меры — досрочный выход на пенсию, компенсации и пр.

Даже после этих шагов штат Volkswagen останется огромным — практически 680 тысяч человек, из которых 293 тысячи работают только в Германии. Для сравнения: у Toyota — 384 тысячи сотрудников по всему миру. Это сравнение делает очевидным, почему концерн в кулуарах называли "медленно плывущим танкером".

Volkswagen до сих пор самостоятельно производит многие ключевые компоненты — от электродвигателей до осей. Это даёт технологическую независимость, но также увеличивает издержки. На фоне падения продаж в Европе и жесткой конкуренции с Tesla и китайскими брендами, концерн признаёт: как минимум 2 завода уже лишние.

Закрывать предприятия пока не решились — в надежде, что рост государственных инвестиций оживит экономику Германии. Но отрасль в целом переживает системный кризис. Схожие сокращения провели Thyssenkrupp, Siemens, Bosch и Continental.

Volkswagen оказался в ловушке зависимости от Китая. Пока китайские автогиганты наращивают экспорт в Европу, концерн вынужден рассматривать продажу своих активов китайским инвесторам. Среди прочего обсуждается передача завода в Оснабрюке, где выпускают кабриолеты T-Roc.

Профсоюзы, невзирая на осторожный оптимизм, требуют гарантий.

"Возможно сотрудничество с китайскими партнерами, если выпуск будет под брендом Volkswagen и по нашим стандартам", — заявил представитель работников предприятия Стефан Солдански.

Китайская сторона, в свою очередь, ожидает "открытого и справедливого подхода" от Берлина. Торговая палата КНР в Германии подтверждает интерес инвесторов, особенно в условиях растущих пошлин от ЕС.

Эксперты считают, что продажа заводов может оказаться для VW более выгодной, чем их закрытие. Каждый из объектов оценивается в €100-300 млн. Один из вариантов — передать площадки китайским компаниям, заинтересованным в выходе на европейский рынок: BYD уже строит завод в Венгрии, Chery — в Испании, а Leapmotor может выйти на рынок Германии.

Китайцы изучают площадки не только VW. Среди рассматриваемых — бывший завод Ford в Саарлуисе и предприятие Audi в Брюсселе. Это демонстрирует: интерес к производственной базе в Европе растёт, и Volkswagen находится в эпицентре этого процесса.

Ситуация на американском рынке также остаётся напряжённой. Volkswagen ведет диалог с властями США по поводу отмены 25% пошлин, введённых при Дональде Трампе. Блюме лично участвовал во встречах в Вашингтоне и утверждает, что переговоры проходят "в конструктивном ключе".

Audi уже готовится запустить производство в США, а весь концерн обещает инвестировать в регион значительно больше.

"Мы хотим усилить свое присутствие в США за счет масштабных инвестиций", — заявил Блюме.

Вложения VW в американскую Rivian составили $5,8 млрд. При этом компания уже создала более 20 тыс. рабочих мест в США напрямую и 55 тыс. — косвенно. Однако неопределённость в торговой политике мешает бизнесу: по данным VDMA, клиенты откладывают крупные закупки из-за нестабильности.

Volkswagen стоит перед болезненным, но неизбежным выбором. Сокращения, смена стратегий, пересмотр производственной модели — это попытки выжить в новой мировой реальности, где Китай превращается из рынка в конкурента, а США — из союзника в непредсказуемого игрока.

Пока руководство концерна показывает оптимизм и уверенность, инвесторы и работники остаются настороженными. Доверие, когда-то считавшееся незыблемым, сегодня — самый дефицитный ресурс для немецкого автогиганта.

Источник: NEWSINFO.RU