По данным исследовательской компании Cox Automotive, доля Tesla на рынке США в августе упала до 38%. Это практически восьмилетний минимум. А ведь когда-то компания занимала более 80% американского рынка электромобилей.
Пока другие автопроизводители выпускают новейшие электромобили, Tesla сосредоточилась на создании роботакси и человекоподобных роботов, откладывая и отменяя планы по разработке более дешевых моделей электромобилей. Хотя основной бизнес в сфере автомобилестроения по-прежнему остается основным источником её доходов.
Последнее обновление модельного ряда — пикап Cybertruck — произошло в 2023 году, и не имело ничего общего с успехом среднеразмерного седана Model 3 или среднеразмерного внедорожника Model Y. Tesla также обновила модель Y, которая когда-то была самым продаваемым автомобилем в мире, но изменения не оправдали ожиданий, и продажи компании снижаются уже второй год подряд.
Политическая деятельность основателя Tesla Илона Маска и его связи с президентом США Дональдом Трампом также нанесли ущерб бренду.
В последние годы из-за падения продаж и появления множества конкурентов Tesla была вынуждена снижать цены, что сокращало её рентабельность и беспокоило инвесторов. Новейшая порция данных показывает, что компании становится все труднее выбирать: поддерживать продажи, наращивая объем стимулов для покупателей в ущерб собственной прибыли, или сохранить маржу и отказаться от доли рынка.
Инвесторы задаются вопросом, где может оказаться компания через 5 лет? И ответ не вселяет оптимизма. Данные за второй квартал подчеркнули проблемы компании: от падения поставок до ухудшения финансовых результатов.
Производство автомобилей компании осталось на уровне прошлого года и составило около 410 тысяч единиц, а поставки упали на 13% до 384 122 штук. Но ещё более тревожным для инвесторов стало падение операционной прибыли на 42% до 923 миллионов долларов, в то время как свободный денежный поток сократился на 89%, составив всего 146 миллионов долларов. Tesla частично объяснила потерю прибыли сокращением продаж в кредит, ростом операционных расходов и снижением объемов поставок.
Продажи Tesla по автокредитам упали до 439 миллионов долларов с 890 миллионов долларов в предыдущем квартале, а чистая прибыль снизилась на 16% до 1,1 миллиарда долларов. Его операционная маржа также снизилась до 4,1% по сравнению с 6,3% во втором квартале 2024 года.
Как отмечает издание The Motley Fool, для акционеров эти результаты сигнализируют о двойной угрозе: падении рентабельности и значительном сокращении денежных средств, доступных для реинвестирования в инициативы по развитию, такие как новейшие автомобили, беспилотное вождение и роботизированные такси. Проще говоря, Tesla получает меньше дохода от своего основного бизнеса именно в тот момент, когда сталкивается с растущей конкуренцией со стороны глобальных производителей электромобилей и вынуждена...