Когда разговор заходит о нарушениях сна, в первую очередь принимаются во внимание трудности с засыпанием. Люди часами крутятся в постели с закрытыми глазами, но сон ускользает от них из-за мыслей, тревог, страхов и прочего. Однако существует и противоположная проблема: человек засыпает без труда, но просыпается посреди ночи без явной причины, ощущая себя полностью выспавшимся. Хотя до будильника остается много времени, желание продолжать сон отсутствует — мозг уже активен, а сонливость исчезла.
Могут ли эти пробуждения указывать на полное восстановление организма, невзирая на короткий сон? Или это тревожный сигнал о возможной проблеме со здоровьем? На эти важные вопросы в интервью Общественной службе новостей ответил врач-сомнолог Роман Бузунов.
Он отметил, что необъяснимые ночные пробуждения могут служить поводом для консультации с психологом или психиатром.
По его словам, такие ночные пробуждения обычно сопровождаются потоком негативных мыслей — например, заснув в 23:00, человек может проснуться бодрым в 3 утра. Попытки вновь уснуть оказываются тщетными, и это приводит к беспокойному перевариванию тревожных мыслей до утра либо к полусонному состоянию.
Специалист объяснил, что ранние пробуждения начинаются, когда хронический стресс перерастает в депрессию. На ранних стадиях такие пробуждения сопровождаются снижением памяти, внимания и эмоций днем. Ночью же, когда мозг бодрствует, возникает феномен рикошета, заставляя додумывать то, что не додумал днем.
Регулярные ночные пробуждения становятся источником стресса, усиливая депрессию, считает сомнолог. Формируется условный рефлекс — страх невозможности повторного засыпания вызывает выброс адреналина, который препятствует возвращению в сон.
Бузунов добавил, что методы коррекции преждевременных пробуждений зависят от причины депрессии. В случае тяжелых ситуаций, таких как рекуррентная депрессия или биполярное расстройство, требуется участие психиатров и назначение антидепрессантов. Например, при длительном стрессе терапия может включать изменение отношения к ситуации или когнитивно-поведенческую терапию, обучающую методам более легкого перенесения стресса и предотвращения выгорания.
Стандартом медикаментозного лечения ранних пробуждений сомнолог назвал антидепрессанты, подчеркнув, что их не следует бояться, так как они более безопасны по сравнению со снотворными, нейролептиками и транквилизаторами в плане побочных эффектов и зависимости.