Советский авиаконструктор Алексей Туполев родился 100 лет назад

Источник: MAIL.RU (Картина Дня) | Дата: 8 часов назад

Жизнь советского авиаконструктора Алексея Туполева была отмечена проклятием. Сын гениального отца, Андрея Туполева, он с юных лет помогал ему во всем и хотел тоже стать конструктором. У него это получилось. Сначала он занимался советскими беспилотниками, потом сверхзвуковым Ту-144, а затем сын и вовсе возглавил отцовское КБ. «Газета.Ru» пообщалась с коллегами Туполева-младшего, посетила музей его бюро и выяснила, чем он прославился и какой у него был талант.

Жизнь советского авиаконструктора Алексея Туполева была отмечена проклятием. Сын гениального отца, Андрея Туполева, он с юных лет помогал ему во всем и хотел тоже стать конструктором. У него это получилось. Сначала он занимался советскими беспилотниками, потом сверхзвуковым Ту-144, а затем сын и вовсе возглавил отцовское КБ. «Газета.Ru» пообщалась с коллегами Туполева-младшего, посетила музей его бюро и выяснила, чем он прославился и какой у него был талант.

Из школы — в конструкторы.

По меркам начала XX века Алексей Туполев считался относительно поздним ребенком. Он родился 20 мая 1925 года, когда его отец, Андрей Туполев, уже был выдающимся конструктором и целиком посвятил свою жизнь созданию отечественного авиапрома. Частью этого строительства стал и сам Алексей, поскольку в семье никогда не ставилось под сомнение, что сын должен унаследовать профессию отца.

Работать над настоящим самолетом ему в первый раз пришлось едва закончив среднюю школу. В 1941 году началась война, Андрея Туполева, репрессированного в 1937-ом, досрочно выпустили из тюрьмы и направили в эвакуацию в Омск, где в срочном порядке налаживалось производство военного времени. Поэтому отец взял на работу 16-летнего Алексея на должность конструктора, чего, наверное, в мирное время не могло бы быть никогда.

Интересно, что первая самостоятельная работа юного конструктора шла вразрез с отцовскими заветами. Туполев-старший потратил много лет, доказывая советской власти и инженерам, что за металлическими самолетами будущее. Его оппоненты настаивали, что он не прав: леса в РФ много, алюминия мало и работать с ним гораздо тяжелее, чем с деревом. Глобально Андрей оказался абсолютно прав, но аврал военного времени вынуждал экономить алюминий. Поэтому в изначально металлический бомбардировщик Ту-2 было сделано множество деревянных включений, в том числе хвостовая часть, разработку которой и поручили Туполеву-младшему.

Закончив с проектом, в 1943 году Алексей вернулся в Москву и поступил в МАИ, понимая, что ни родственные связи, ни опыт работы в мастерской не заменят системного образования. Из начального этапа жизни он вынес умение работать руками по дереву, что сильно упрощает конструктору жизнь при изготовлении деревянных макетов.

Стрижи и Рейсы.

На фоне современного бума беспилотников легко забыть, что на самом деле этот тип летательных аппаратов разработали в середине XX века, как только появились автома...