В 2024 году средний чек в ресторанах быстрого питания (за исключением стритфуда, то есть точек без посадочных мест) по всей РФ вырос на 10% к 2023 году — до 603 руб. Год назад средняя стоимость похода в фастфуд составляла 548 руб. Это следует из предоставленных РБК данных аналитического ресурса «Чек Индекс» от крупнейшего оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (учитывает чеки более чем с 1,1 млн онлайн-касс).
В Москве траты на питание в фастфуде были чуть выше, чем в среднем по РФ, — 649 руб. Это на 11% больше, чем в 2023 году (584 руб.). До сих пор средний чек там не перешагивал планку 600 руб., уточнили аналитики.
По темпам роста среднего чека в последние годы фастфуд опередил многие другие сегменты рынка общественного питания, констатируют аналитики «РБК Исследования рынков». Это привело в том числе к сокращению разницы между расходами россиян в заведениях быстрого питания и ресторанах среднего ценового сегмента с обслуживанием. В июне 2022 года средний чек в фастфуде был на 71% ниже, чем в ресторанах, в июле 2024 года разница сократилась до 66%, говорится в исследовании.
По данным «Чек Индекса», средний чек россиян на питание в кафе и столовых в 2024 году был примерно на четверть выше, чем в фастфуде: в среднем по РФ он составил 740 руб. (за год увеличился на те же 10%). Походы в рестораны и бары обходились существенно дороже: в среднем в 1803 руб. (на 12% больше, чем в 2023 году).
Рост цен — основная, но не единственная причина увеличения среднего чека в фастфуде, указывают «РБК Исследования рынков». По данным «Чек Индекса», выросло и среднее число покупок. В 2024 году граждане РФ в среднем совершили в фастфуде на 5% больше заказов, чем год назад (абсолютные значения в компании не привели). В других сегментах общепита, правда, тоже наблюдается рост: в кафе и столовых число заказов выросло на 6%, а в ресторанах и барах — и вовсе на 9%.
В сети ресторанов быстрого питания «Вкусно — и точка» отказались от комментариев. В сети «Бургер Кинг» общее количество чеков в 2024 году выросло на 9% по сравнению с 2023 годом, отметили в пресс-службе. У Black Star Burger число покупок увеличилось за прошлый год на 10%, а цены в среднем выросли на 5% к 2023 году, уточнил совладелец сети Юрий Левитас.
Рост посещаемости связан со стремлением потребителей сэкономить, объясняет председатель координационного совета Федерации рестораторов и отельеров РФ (ФРиО) и основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов. По его словам, по этой причине потребители вместо кафе и ресторанов стали чаще выбирать заведения быстрого питания.
По данным опроса «РБК Исследования рынков», за годовой период, завершившийся в августе 2024-го, взрослые жители РФ (от 18 до 54 лет) в среднем посещали точки фастфуда рекордные 47,4 раза — практически 4 раза в месяц. Это на 18,1% больше, чем в 2023 году, и превышает допандемийные показатели (45,8 посещения в год). Если в июле 2023 года в такие заведения ходили 1 раз в неделю и чаще всего 31% опрошенных, то к августу 2024 года — более чем 41%.
Растущая популярность фастфуда связана с ускорением темпов жизни и нежеланием готовить самостоятельно, объясняют в исследовании аналитики. Тренд к более регулярному питанию в них поддерживает реальный рост доходов населения. Постепенное расширение крупных сетей в регионах делает рестораны быстрого питания более доступными для потребителей в небольших городах, что также способствует росту посещаемости. Чаще всего в фастфуд-рестораны ходят жители крупных городов. Например, в Москве такие заведения посещают 56 раз в год, при среднем показателе по стране — 45,2 раза в год. Жители городов РФ с населением менее 1 млн человек бывают в заведениях быстрого питания чуть меньше — не чаще 42 раз в год. Невзирая на это, средняя частота посещений заведений фастфуда в небольших городах (с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек) за последний год выросла более чем на четверть, а в столицах — всего на 2–5%. Рынок фастфуда в большей степени растет за счет изменения потребительских привычек жителей регионов, которые чаще стали питаться вне дома, резюмируют «РБК Исследования рынков».
Траты россиян на фастфуд растут и с развитием удобства доставки готовой еды, а также внутреннего туризма и автопутешествий в стране, считают аналитики «Чек Индекса». Потребители действительно стали чаще заказывать доставку, подтверждают в «Бургер Кинге». Например, в 2024 году доля доставки выросла на 28% к 2023 году. Вырос и средний чек доставки за счет увеличения позиций в заказе. Сейчас активно развивается канал доставки, где средний чек, как правило, будет выше, чем в ресторане. Это тоже может влиять на показатель среднего чека в целом, пояснили в пресс-службе Rostic's.
На индустрию общественного питания, фастфуд в частности, влияет инфляция и другие смежные затраты владельцев — например, на оплату труда персонала, аренду помещений и прочие операционные расходы, поясняют в «Чек Индексе». В Rostic's помимо инфляции и увеличения зарплат в условиях дефицита кадров указывают на рост логистических затрат и себестоимости продукции. Там добавили, что стараются держать цены ниже уровня инфляции.
«В последние полгода поставщики повышают цены чуть ли не каждые 2 месяца. Плюс растет стоимость других услуг, что, естественно, приводит к росту цен и среднего чека», — соглашается начальник проекта сети лапшичных «Воккер» Антон Красулин. Доходность бизнеса, невзирая на рост среднего чека, падает, сетует собеседник РБК: повышение цен не перекрывает инфляционный рост продуктов и услуг.
Дефицит кадров на ресторанном рынке, по оценкам Миронова, составляет сегодня «не менее 25%». Работа в сфере общественного питания считается не самой престижной на рынке труда — в основном работники в сфере услуг предпочитают идти в курьеры или быть самозанятыми, ранее пояснял он. Кадровый голод в общепите, по словам эксперта консалтинговой компании НЭО Анны Васильевой, начался еще во время пандемии коронавируса. В 2020 году рестораны какое-то время не работали из-за всеобщей самоизоляции, часть заведений закрылась, поэтому сотрудники начали искать другую работу. Многие стали курьерами, сборщиками заказов или складскими работниками — востребованность этих специалистов тогда выросла, и зарплаты там были выше, чем в общественном питании. Ситуация усугубилась в 2023 году, когда на фоне ослабления курса рубля в РФ сократилось количество мигрантов, которые занимали большинство мест на рынке труда быстрого питания. Граждане РФ считают работу в сфере общепита «неблагодарной и тяжелой», поэтому доля иностранных сотрудников на рынке быстрого питания занимает до 75%, оценивал ранее Красулин.
Повышение зарплат ситуацию не улучшит: на рынке нулевая безработица, и рестораторы просто переманивают работников друг у друга, указывал Миронов. По его прогнозам, нехватка кадров будет и дальше, а значит, цены продолжат расти.
По итогам 2024 года средний чек в заведениях быстрого питания, по данным «Чек Индекса», увеличился по сравнению с 2019-м на 41% (пять лет назад он составлял 427 руб.). В Москве рост составил 36%: в 2019-м на фастфуд тратили за одну покупку в среднем 477 руб.
В ресторанах и барах средний чек за 5 лет вырос на 53% (в 2019 году он составлял 1178 руб.). В кафе и столовых цены с 2019 года выросли на 44%. Тогда одно посещение кафе или столовой обходилось в 513 руб.