В Госдуме рассматривают законопроект, который может перевернуть рынок такси в РФ. Если документ примут, уже с 1 октября 2025 года такси разрешат использовать только машины с высокой долей российских компонентов или собранные по специальным инвестиционным контрактам (СПИК). Каковы последствия — разбирался Autonews. ru.
Авторы инициативы — депутаты Андрей Кутепов и Владимир Гутенев. Закон уже прошёл первое чтение. Основная идея — стимулировать развитие локального автопрома и снизить зависимость от иностранных брендов. Однако как это отразится на пассажирах, водителях и агрегаторах?
Ответ на этот вопрос не так очевиден, как может показаться.
Если посмотреть на статистику Международного евразийского форума "Такси" (МЕФТ) за 2024 год, самыми востребованными машинами в такси стали корейские Kia, Hyundai и российская Lada. Также в топ-10 оказались Volkswagen, Skoda, Renault, Toyota, Chery, Haval, Geely, Nissan и Chevrolet.
В Москве чаще всего в такси можно увидеть:
Volkswagen Polo
Hyundai Solaris
Kia Rio
Skoda Octavia
Skoda Rapid
Большинство этих моделей производились в РФ в границах СПИКов — но до 2022 года. После начала геополитических событий западные бренды свернули производство. Китайские марки вроде Chery и Geely, напротив, остались, но заводов в РФ у них нет.
На бумаге многие популярные модели формально подпадают под требования — но только если они выпущены до 2022 года. Срок службы таких автомобилей ограничен, и в ближайшие годы они начнут массово выходить из эксплуатации.
Согласно данным "Яндекс Такси", в тарифе "Эконом" с апреля 2025 года будут допускаться Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Octavia и VW Polo, произведенные не старше 2016 года. Это значит, что уже к 2031 году их придется заменить.
Ситуация в верхних сегментах рынка — еще тревожнее.
В тарифе Business единственный автомобиль, подходящий под новейшие условия, — Mercedes-Benz E-Class, собранный на локальном заводе. Но допускаются только модели не старше 2019 года. Это серьёзно ограничивает парк.
"Линейка локализованных автомобилей в подлинное время не предусматривает моделей, подходящих под требования перевозок бизнес-класса, что ставит под угрозу существование этого сегмента рынка", — предупреждает Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.
В сегментах Premier и Elite нет ни одного автомобиля, соответствующего новым критериям. То есть для VIP-пассажиров предложить будет попросту нечего.
Поправки допускают использование автомобилей, произведённых по СПИКам, заключённым с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года. Под эти условия подпадают:
Lada
Москвич (контракт — 2023 год)
Моторинвест (марки Evolute и Voyah)
Rosva Motors — новейшая марка, стартовавшая на заводе под Калугой
Tenet — возрожденный бренд на базе завода Volkswagen
Однако эти марки пока что не в состоянии массово заместить весь существующий автопарк. И не факт, что пассажирам они будут по вкусу.
Депутат Гутенев уверен, что ставка на локализацию приведет к технологическому росту и снижению темпов удорожания.
"Мы будем рассчитывать если не на падение цены, то хотя бы на рост цен ниже уровня инфляции".
Однако эксперты менее оптимистичны.
По словам Зариповой, без господдержки реализация инициативы может привести к уменьшению числа легальных перевозчиков, удорожанию поездок и снижению качества сервиса.
"Отсутствие льготных программ и субсидий делает приобретение новейших автомобилей неподъемным для многих перевозчиков и самозанятых граждан".
Общественный совет по развитию такси проанализировал международную практику и не нашёл ни одной страны, где действует такой жёсткий запрет.
"В мировой практике распространены иные, более эффективные механизмы, такие как стимулирование через субсидирование или льготное приобретение автомобилей отечественного производства. Но прямых ограничений нигде не встретили".
Запрет на иностранные автомобили в такси — мера, которая выглядит патриотично, но может обернуться трудностями как для водителей, так и для пассажиров. Без комплексной поддержки, льгот и стимулов — это скорее удар по отрасли, чем толчок к её развитию.