Общеевропейское правительство склонно к составлению множества регуляторных норм, но их исполнение остается под вопросом, пишет The Economist.
Издание приводит данные, согласно которым ежегодно институты ЕС издают более 2,5 тыс. новейших нормативных актов (это примерно 1 документ в каждый рабочий час). Осознание, что некоторые нормы могут привести к торможению экономического роста, приводит к отмене части правил даже еще до их вступления в силу, что вызывает облегчение у уставшего от бюрократии бизнеса. Но действующие нормы далеко не всегда соблюдаются.
Дело в том, что Еврокомиссия отстранилась от контроля за соблюдением правил, а национальные правительства часто игнорируют принятые на уровне ЕС нормы — «как в мелочах, так и в фундаментальных вопросах». Большинство нарушений касаются функционирования единого рынка. Причем если раньше ЕК достаточно активно следила за исполнением норм и могла довести ситуацию до суда и наложения штрафа, сегодня она действует «вяло». Как отмечает журнал, прежде ЕК позиционировала себя как «строгого полицейского» и «хранителя договоров», а отныне она больше сосредоточена на вопросах геополитики.
«Ярким примером служит нарушение критерия государственного долга, установленного в размере 60% от ВВП. Этот показатель, когда-то считавшийся краеугольным камнем стабильности еврозоны, сегодня соблюдается лишь формально. Около половины стран ЕС, на которые приходится 3 четверти экономического потенциала союза, систематически нарушают это правило», — пишет журнал.
В качестве примера страны-нарушительницы он приводит Францию — ее госдолг сегодня составляет 114% с потенциалом роста в последующие годы. При этом издание напоминает слова на тот момент (2016 год) председателя ЕК Жана-Клода Юнкера о том, почему возможны такие поблажки: «Потому что это Франция». The Economist отмечает, что смена функций ЕК началась как раз при Юнкере.