Пока одни москвичи уверенно встают на электросамокаты, другие — не менее решительно выступают за их запрет. Хотя прокатные средства индивидуальной мобильности (СИМ) стали уже привычной частью городской среды, общественные настроения всё чаще указывают на нарастающее недовольство. Поводом для новой волны обсуждений стал свежий опрос исследовательского центра SuperJob.ru: 42% жителей столицы выступили за запрет аренды электросамокатов.
Сегодня в Москве доступно около 60 тысяч арендных самокатов, и ими регулярно пользуются около пяти миллионов человек. Причём 85% поездок на самокатах — это не просто прогулки, а полноценные транспортные передвижения по городу. Невзирая на эти внушительные цифры, обеспокоенность среди горожан продолжает расти.
Согласно исследованию, в опросе приняли участие 1,6 тысячи москвичей старше 18 лет. Почти половина — 42% — поддержали идею полного запрета аренды самокатов. Особенно заметна поддержка среди женщин и горожан старше 45 лет. В то же время против запрета высказались 37% — в основном это молодые люди до 35 лет. Остальные 21% затруднились с ответом, заметив, что вопрос должен решаться экспертами.
Сторонники запрета ссылаются на высокую аварийность и стресс для пешеходов. По их мнению, именно арендные самокаты чаще всего становятся причиной опасных ситуаций, поскольку используются бездумно, без соблюдения элементарных правил.
Противники же уверены: не запрет, а регуляция поможет сделать ситуацию лучше. Контроль, штрафы, чёткие правила и обучение — вот путь к цивилизованному сосуществованию всех участников движения.
"Научно-технический прогресс не остановить", — говорит Кирилл Янков, председатель "Союза потребителей РФ" и член общественного совета Минтранса РФ.
Он напоминает, что схожие споры велись более 150 лет назад, когда на улицах появились первые автомобили.
"Надо искать пути, как при удобстве сервиса сделать его использование безопасным", — подчёркивает Янков.
Он считает, что решением может стать разработка единого технического регламента для всех СИМ: ограничение скорости, запрет на совместную поездку вдвоем, стандартизация устройства. Однако этот процесс требует согласования на уровне Евразийского экономического союза, а значит — времени.
Москва уже пошла своим путём. На улицах появилось более 350 "медленных зон", где скорость самокатов автоматически снижается. Введены номерные знаки, чтобы можно было шустро найти нарушителя. Аренда стала доступной только после идентификации через портал госуслуг.
"Если бы аналогичные меры применялись и к частным самокатам, порядка было бы больше", — уверен Янков.
По его признанию, сам он пробовал ездить на самокате, но предпочитает традиционный транспорт.
"Запрещать самокаты — неправильно. Это сезонный транспорт, который уже занял своё место в городской экосистеме", — придерживается схожей точки зрения автоэксперт и популярный блогер Пётр Шкуматов.
Он предлагает решение: системное регулирование, обучение пользователей, введение прав и страховки.
"Вероятно, в будущем самокатчики будут обязаны сдавать экзамены на знание ПДД, как обычные водители", — добавляет Шкуматов.
Одной из главных проблем остаётся нехватка инфраструктуры. Как подчёркивает Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности, в Москве и других регионах отсутствует чёткое разделение дорожной сети для разных типов участников движения.
"Более половины аварий происходят на перекрёстках и пересечениях улиц", — отмечает она.
Решение, по её мнению, в обособлении потоков: пешеходы, автомобилисты и пользователи СИМ не должны пересекаться, особенно при различии в скорости.
Не стоит забывать и об официальной статистике. За прошлый год, по данным ГИБДД Москвы, произошло 1400 ДТП с участием СИМ — рост по сравнению с 2023 годом составил внушительные 70%. Погибли 14 человек, пострадали — столько же, сколько аварий — 1400. Среди основных причин: высокая скорость, езда вдвоём и пересечение пешеходных переходов без спешивания.