Каждый водитель хотя бы раз замечал лёгкое, а порой и заметное подрагивание рулевого колеса. Поначалу — ерунда. Особенно если вибрация появляется лишь на определённой скорости или при резком разгоне. Но именно такие сигналы могут быть первыми признаками серьёзных технических неполадок.
Часто причиной вибраций считают колёса или проблемы с подвеской. Однако в действительности источник может скрываться гораздо глубже. Об этом рассказал технолог сети FIT SERVICE Константин Ершов в интервью Lenta.ru. По его словам, характерные толчки в руле нередко связаны с неисправностями карданного вала или приводов. Особенно это касается автомобилей с задним или полным приводом — там нагрузка на кардан особенно высока.
"Кардан легко теряет баланс при износе крестовин или подвесного подшипника", — пояснил Ершов.
Причём опасность возрастает, если вал когда-либо снимали для ремонта, а при сборке не соблюли метки. В этом случае, как только автомобиль набирает скорость, его начинает ощутимо трясти — не только руль, но и весь кузов.
Ещё 1 коварный фактор — потеря балансировочных грузиков. Это может случиться после любой, даже самой незначительной процедуры: замены шин, ремонта подвески или тормозной системы. Грузики могут быть сбиты случайно или не установлены заново. Итог — дисбаланс колёс, который особенно чувствуется при скорости выше 90 км/ч.
Интересно, что по статистике СТО, даже свежепрошедшие шиномонтаж машины нередко приезжают обратно с жалобой на вибрацию — именно из-за таких мелочей.
Кроме карданного вала, в зоне риска — приводы и опоры силового агрегата. Последние редко вызывают подозрения у владельцев, но изношенные резинометаллические элементы приводят к передаче колебаний от двигателя на кузов. Водитель чувствует это как пульсацию или "отдачу" на рулевом колесе.
Также технолог обращает внимание на шарниры приводов. "
Трипоидные шарниры внутренних соединений со временем теряют форму", — отметил Ершов.
Результат — неравномерная передача крутящего момента и те же характерные вибрации.
Если руль начал "дрожать" — особенно при разгоне или движении по трассе — стоит провести диагностику. Вот на что специалисты советуют обратить внимание в первую очередь:
балансировка всех колёс (включая запаску, если она использовалась);
целостность балансировочных грузиков;
состояние подвески и шаровых опор;
состояние крестовин и подшипников кардана;
трипоидные и ШРУС-шарниры;
опоры двигателя и КПП.
Важно помнить: игнорировать такие сигналы — значит подвергать риску не только комфорт, но и безопасность. Неустойчивость на дороге, ускоренный износ узлов трансмиссии и подвески, повышенная нагрузка на рулевое управление — всё это последствия, которые могут проявиться неожиданно и дорого обойтись.
В ряде случаев вибрации вовсе не связаны с техническим состоянием авто. Иногда проблема кроется в некачественно сделанном ремонте: например, при установке неоригинальных деталей с неточной геометрией или при несоблюдении технологического процесса сборки. Именно поэтому даже простая процедура замены крестовины может обернуться новой проблемой, если мастер не отметил положение деталей перед разборкой.