Президент США Трамп анонсировал введение 25-процентных пошлин на импорт стали и алюминия. Пошлины будут касаться металлов из всех стран, но точная дата их введения, а также другие возможные параметры власти США пока не раскрывали.
Опрошенные РБК эксперты отмечают, что такие меры могут спровоцировать рост цен и издержек на внутреннем рынке Америки. Они не окажут прямого влияния на российских производителей, которые и так отрезаны от рынка США, но может усилиться конкуренция на альтернативных рынках в итоге перераспределения поставок.
В свой первый президентский срок Трамп уже вводил пошлины на металлы: в 2018 году были установлены 25-процентные пошлины на ввоз стали и 10-процентные на ввоз алюминия из всех стран, за исключением Канады и Мексики. Позднее пошлины были распространены и на страны-исключения, но в 2019 году США, Канада и Мексика договорились об их отмене. В 2021 году, уже при президенте Джо Байдене, США и ЕС пришли к соглашению по пошлинам — стороны договорились о беспошлинном ввозе в США ограниченных объемов стали и алюминия из ЕС. В 2023 году США установили заградительные пошлины в размере 200% на российский алюминий, а в 2024 году администрация Байдена ввела пошлины на сталь, не выплавленную или не отлитую в Мексике, в размере 25%, а на алюминий — 10%.
Цены на алюминий после анонсированных Трампом пошлин на Лондонской бирже металлов (LME) росли не более чем на 1% к прошлому закрытию — металл торгуется в районе $2660 за тонну.
Рынок алюминия в США находится в ощутимом дефиците: в стране производят порядка 750 тыс. т алюминия, в то время как годовое потребление находится на уровне более 4 млн т. США импортируют около 70–80% алюминия, покрывая дефицит преимущественно за счет поставок из Канады, ОАЭ, Китая и других стран.
Что касается стали, в 2024 году производство стали в США составило 79,5 млн т, а потребление прогнозировалось на уровне 89,2 млн т. Прогноз на 2025 год — 91 млн т. Основные поставщики стали в страну — Канада, Бразилия, Мексика, Южная Корея.
Вводимые пошлины призваны стимулировать производство и переработку алюминия внутри США, рассказали РБК в Алюминиевой ассоциации (объединяет более 150 производителей, поставщиков и потребителей алюминия, в том числе «Русал». — РБК). Там ожидают, что пошлины могут привести к затовариванию мирового рынка, где и без того ожидается профицит металла. «Поэтому развитие внутреннего спроса станет приоритетом для многих стран-производителей и уже является одной из ключевых задач, в том числе и для российской Алюминиевой ассоциации», — рассказал собеседник РБК.
Импортные пошлины, как правило, вводят для защиты собственных производителей от дешевого импорта — их платят не экспортеры из других стран, а импортеры собственной страны, напоминает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Он отметил, что в итоге таких мер в США станет поступать меньше дешевой стали из Китая, но прежде всего пошлины направлены против основных импортеров — Канады, Бразилии и Мексики. «Это поддержит цены на сталь в самих США, но на мировом рынке конкуренция усилится и цены в других регионах, скорее всего, еще снизятся», — говорит эксперт.
Американский импорт стали составляет около 1% мировых объемов. Введенные США в 2018 году пошлины на импорт определенных видов стальной продукции, включая полузаготовку, привели к росту цен на американском рынке, которые были перенесены на конечного потребителя, добавляет начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. При этом потенциально США могут нарастить собственное производство алюминия и снизить зависимость от импорта, но это займет время, говорит он.
В то же время Калачев отмечает, что американские переработчики алюминия увеличат свои издержки. Он напомнил, что американская алюминиевая компания Alcoa, производственные активы которой расположены в том числе в Канаде, заявляла, что введение 25-процентной пошлины на ввоз алюминия из Канады окажет существенное влияние на потребление этого металла в США и будет стоить американским потребителям $1,5–2 млрд.
РБК направил запросы крупнейшим компаниям — импортерам алюминия в США — Alcoa и Rio Tinto.
Введение тарифов и пошлин на рынках металлов, особенно таким значимым игроком, как США, традиционно выступает драйвером роста цен, так как нарушаются глобальные цепочки поставок, говорит Василий Данилов, аналитик ИК «Велес Капитал». В то же время Трамп в ходе своего первого срока уже пытался продвинуть аналогичные меры, впрочем в итоге ключевым странам-партнерам удалось договориться о снятии ограничений. Таким образом, если рост цен на сталь и алюминий в итоге действий Трампа и будет иметь место, его сила окажется ограниченной, считает эксперт.
При этом конкуренция среди экспортеров стали и алюминия усилится на альтернативных рынках, что может оказать давление на цены в долгосрочной перспективе, добавляет старший аналитик инвестбанка «Синара» Дмитрий Смолин. По его мнению, торговая война и пошлины могут привести к замедлению спроса на эти металлы в первую очередь в США и Китае.
Американский рынок может столкнуться с локальным дефицитом и ростом цен, соглашается Кирилл Климентьев, аналитик «Цифра брокер». В то же время на глобальном уровне это может привести к избытку предложения и, наоборот, снижению цен на алюминий: в случае если Китай начнет больше продавать в Азию и Европу, котировки на LME могут просесть. Аналогичная ситуация складывается со сталью: если крупные поставщики потеряют американский рынок, они увеличат экспорт в другие страны, что может привести к дисбалансу на глобальном рынке и снижению цен. Таким образом, глобальный эффект от пошлин может быть негативным для цен на металлы, что невыгодно российским экспортерам, особенно если конкуренция на «альтернативных рынках» усилится.
Российский алюминий не поставляется в США с момента введения весной 2023 года заградительной 200-процентной пошлины. Пошлина на импорт стальных слябов из РФ в размере 25% была введена еще в 2018 году. В то же время в стране есть сталелитейные активы НЛМК, а также североамериканский дивизион Evraz включает активы в Канаде и Америке. Еще в 2018 году НЛМК начал искать для своих прокатных предприятий в США другие источники заготовки, отмечает Калачев.
Evraz, попавшая под западные санкции, заявила о решении продать свои активы в США и Канаде в августе 2022 года, впрочем потенциальные покупатели и условия сделки не раскрывались. В отчете Evraz North America за 2023 год говорилось, что процесс продолжается и в его отношении есть неопределенность. Для закрытия сделки компании также требуется лицензия Управления по осуществлению финансовых санкций Великобритании (OFSI).
НЛМК в подлинное время не публикует операционные результаты.
При этом активы, находящиеся непосредственно на американской территории, будут считаться внутренними поставщиками стальной продукции и не попадут под действие импортных тарифов, поясняет Данилов. Он допускает, что пошлины затронут экспорт Evraz из Канады в Штаты, впрочем влияние на консолидированные результаты группы окажется незначительным.
РБК направил запросы НЛМК и Evraz.
В целом аналитики сходятся во мнении, что прямое влияние новейших американских пошлин для РФ будет ограниченным в силу уже действующих санкций.
В то же время Климентьев допускает, что производители, которые раньше поставляли металлы в США, могут выйти на альтернативные рынки, создавая конкуренцию российским поставщикам. В случае если пошлины затронут Китай, ЕС, Турцию и другие крупные страны — поставщики стали и алюминия в США, это может привести к перенаправлению экспортных потоков. Особой зоной риска аналитик считает Китай, который и без того производит избыточные объемы стали и алюминия. «Если он потеряет доступ к США, избыток металла может начать вытеснять российских экспортеров из ключевых регионов», — говорит эксперт. Таким образом, косвенный эффект может выразиться в росте конкуренции на альтернативных рынках, снижении цен и давлении на маржу российских металлургов.
Источник в металлургической отрасли считает, что заявления о намерениях Трампа — это серьезный виток, который негативно повлияет на всю металлургию, как было в 2018-м, впрочем текущая ситуация на внутреннем рынке стали «гораздо хуже» в силу снижения мировых цен, производства, спроса и рентабельности. В 2024-м спрос на сталь в РФ снизился на 5,6% по сравнению с предыдущим годом, составив 44 млн т, — в отрасли прогнозируют дальнейшее снижение не менее чем на 5% в 2025-м. Крупнейшие компании — «Северсталь» и ММК — отчитывались о снижении производства по итогам 2024 года на 8–13%.