Возвращение в РФ крупнейшего производителя гражданских самолетов, американской компании Boeing, возможно лишь при наличии серьезных мер поддержки для отечественного авиастроения. Как отметил URA. RU Денис Кравченко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, это поможет защитить интересы российских производителей.
"Протекционистские меры будут внедрены, так как на первом этапе отечественная техника пройдет испытания. Временно она окажется дороже аналогичных зарубежных моделей, что создаст значительную конкуренцию со стороны иностранных производителей", — добавил парламентарий.
Среди предложенных мер могут быть, например, квоты для российских авиакомпаний на закупку самолетов SSJ-100 и МС-21, а также льготные условия лизинга.
Авиаэксперт Александр Литвинов, пилот первого класса и капитан Airbus A-320, также удостоверил URA. RU, что протекционистские меры будут необходимы для защиты российских авиапроизводителей. По его словам, могут быть введены пошлины для отечественных авиакомпаний, которые предпочтут Boeing (или Airbus в случае их возвращения). Полученные от этого средства власти смогут использовать для развития авиационной отрасли РФ. Эксперты полагают, что с введением мер поддержки, возвращение одного из крупнейших аэрокосмических концернов, производящего от 400 до 600 самолетов в год, не причинит вреда местной авиастроительной промышленности.
В целом, эксперты положительно относятся к новости о готовности Boeing возобновить свою деятельность в РФ, поскольку массовое производство отечественных гражданских самолетов еще не запущено.
"Сотрудничество российских авиакомпаний с Boeing имеет важное значение, потому что производственные объемы SSJ-100 и МС-21 еще не достигли масштабного запуска — они находятся на этапе опытной эксплуатации", — отметил Литвинов. — Нам необходимы самолеты, потому что в ближайшем будущем их будет катастрофически не хватать. Boeing производит качественные воздушные суда. Даже если будут предложены бывшие в употреблении детали, которым всего два-три года, их стоит рассматривать. В "Аэрофлоте" иногда летают машины, которым 10-15 лет, но все зависит от регулярности их технического обслуживания. У нас есть Ан-24, которые служат уже по 60-70 лет. Важно наладить поставки запчастей и обновленной технической документации, и тогда покупки станут возможными".
По мнению депутата Кравченко, при закупке импортных самолетов важно соблюдать баланс: отдать предпочтение отечественным машинам, но при этом не стоит полностью отказываться от некоторых моделей Boeing, которые важны для транспортной связанности страны.
Такой подход, по его словам, позволит успевать за растущим пассажиропотоком, который в 2024 году увеличится на 5,9%.
Новости о решении Boeing вернуться в РФ появились в СМИ недавно. Как сообщается, корпорация планирует разрешить российским перевозчикам покупать подержанные самолеты из стран СНГ, в обмен на что Boeing рассчитывает на закупку титана в РФ, поставки которого сократились из-за санкций США в отношении Уральского титаново-магниевого комбината ВСМПО-Ависма, введенных в 2023 году.
Boeing объявил о своем уходе из РФ в марте 2022 года, оставив авиакомпании без технической поддержкой, запчастей и обслуживания, а также приостановив работу учебного авиационного центра в Сколково.