В Госдуме предложили запретить рекламу оборудования для самогона

Источник: РБК | Дата: 1 неделя назад

Зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный предложил запретить в РФ рекламу оборудования для производства самогона крепостью выше 16%. Соответствующий законопроект опубликован в автоматизированной система обеспечения законодательной деятельности 13 февраля, обнаружил РБК.

Поправку о запрете продвижения «технологического оборудования, используемого для производства в домашних условиях спиртосодержащих продуктов крепостью более 16%», предлагается внести в закон «О рекламе».

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что сегодня значительная доля крепкого алкоголя в РФ производится в домашних условиях «без получения лицензии и какого-либо контроля». По экспертным оценкам, потребление самогона в стране составляет около 14 млн декалитров в год, следует из документа.

При этом ограничения и запреты в части рекламы алкогольной продукции не распространяются на оборудование, используемое для домашнего производства алкоголя. «Реализация самогонных аппаратов, порой по своей мощности приближающихся к промышленному производству, и оборудования для производства спиртосодержащих жидкостей ничем не ограничена, — говорится в пояснительной записке. — Законодательные ограничения на рекламу самогонных аппаратов в подлинное время в РФ отсутствуют».

Реклама алкогольной продукции в РФ существенно ограничена. Пиво и пивные напитки можно рекламировать только в магазинах в отделах с алкопродукцией, во время спортивных трансляций на телевидении и на некоторых полосах в печатной прессе. При этом регламентировано содержание такой рекламы: в ней не должно быть образов людей и животных, а также обязательно наличие специального дисклеймера о вреде алкоголя. С серьезными ограничениями по времени выхода на телевидении и месту расположения в печатной прессе допускается реклама отечественного вина.

Ранее в начале февраля 2025 года депутаты Госдумы внесли законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива. Глава фракции «Справедливая Российская Федерация  — За правду» Сергей Миронов объяснял это тем, что такая реклама используется пивоваренными компаниями для продвижения своей алкогольной продукции. Со ссылкой на исследования он утверждал, что такая реклама повышает уровень потребления пива, особенно среди молодежи.

Спрос на самогонные аппараты в РФ вырос в пандемию коронавируса. Интерес к ним спровоцировали самоизоляция и переход на удаленный режим работы. Например, у онлайн-ретейлера Ozon спрос на самогонные аппараты за первые 10 месяцев 2020 года вырос в 13 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019-ого, а спрос на дистилляторы — более чем в 4 раза. Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз отмечал, что число занимающихся самогоноварением увеличивается за счет среднего класса, представители которого готовят «для себя и своего ближнего круга виски, кальвадос и другие алкогольные напитки».

Но в последнее время интерес к самогонным аппаратам упал: в декабре 2024 года маркетплейсы стали сообщать о снижении их продаж. Так, на Wildberries в январе — ноябре 2024 года спрос на них снизился на 5% к аналогичному периоду 2023-его, а количество соответствующих артикулов — на 7%. Еще у одной крупной онлайн-площадки число покупок самогонных аппаратов снизилось за год на 16%, а цены на них — на 5%, писало отраслевое издание Shoppers.

Источник: РБК