В МХТ имени Чехова премьера спектакля «8 разгневанных женщин»

Источник: BFM.RU (Деловые новости) | Дата: 1 неделя назад

Пьеса французского драматурга Робера Тома часто решается в театрах в жанре водевиля. Но режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова взглянула на нее иначе и рассказала эту историю в форме криминальной драмы

«8 женщин» — одна из самых известных пьес Робера Тома. По сюжету они, собравшись в загородном доме в канун Рождества, пытаются выяснить, кто из них виновен в смерти дорогого им всем мужчины — мужа, брата, отца, зятя и дяди. Пьеса написана по лекалам классического детектива: место действия отрезано от внешнего мира, под подозрением все присутствующие, мотив для убийства есть у каждой.

Ее не раз экранизировали, в частности, Франсуа Озон. В театрах эту пьесу тоже очень любят, Москва — не исключение. Известны они под названием «Восемь любящих женщин». Режиссер-постановщик и хореограф Алла Сигалова решила убрать из материала присущие ему водевильность и легковесность, чтобы поговорить о взаимоотношениях мужского и женского миров:

Алла Сигалова режиссер-постановщик и хореограф «Материал-то достаточно плоский. А вот что в него можно вложить, какие смыслы туда можно спрятать и вскрыть — вот это самое главное. Я прочитала благодаря этому материалу такое количество потрясающих работ научно-исследовательских по взаимоотношению полов. О том, что мы, бедные женщины, всегда немножечко на заднем плане. Это некое несовпадение, неравномерность, она присутствует всегда, к сожалению».

От водевильности остались разве что танцы, но и они решены в необычайной гротесковой форме. В форме небольшого этюда каждая героиня рассказывают свою историю, продолжает артистка Мария Фомина:

Мария Фомина артистка «Было сложно, потому что я не очень люблю танцевать, не очень привыкла существовать в такой манере — прямо игровой форме. Танец сделан под каждую героиню, учитывая ее какую-то драму личную. Что очень важно, Алла Михайловна очень отталкивалась от индивидуальности каждой актрисы, что выгоднее где подчеркнуть, что лучше получается. Каждая героиня — это собирательный образ таких узнаваемых женских качеств. В каждой можно найти что-то свое».

Почему «любящие» женщины стали «разгневанными», авторы отвечают, что одно вытекает из другого: ведь и гнев, и ненависть — это все остывшая любовь. И им было важно подчеркнуть именно последнее. Сама «восьмерка» намеренно прописана цифрой, символизируя знак бесконечности. А чего конкретно — каждый решит сам. Актриса Александра Ребенок сформулировала для себя это как «классическое вечное женское»: когда женщины вместо того, чтобы сплотиться, хотят конкурировать, даже в горе, и часто от этого и возникают сложности:

Александра Ребенок артистка «Вообще 8 женщин в одном пространстве — это достаточно жуткая история. Женщины, находящиеся в степени отчаяния, и каждая сама за себя. Моя героиня в третьем акте говорит: «Если бы все женщины были заодно, они бы...