Указом президента Украины по представлению СБУ был лишен украинского гражданства предстоятель Украинской православной церкви блаженнейший митрополит Онуфрий (в миру – Орест Владимирович Березовский). Эта акция стала очередным, но на этот раз особенно символичным актом насилия властей по отношению к православной церкви на Украине.
Кризис в украинском православии начался еще на рубеже 1980-90-х годов. Содержанием его была идея того, что в независимом государстве должна быть своя собственная, независимая (автокефальная) православная церковь, не подчиняющаяся внешним религиозным центрам. В украинском случае важна была не столько церковная самостоятельность, сколько отсутствие духовного единства с Москвой. Идею эту продвигали украинские националисты и вставший на их сторону первый президент Леонид Кравчук.
Сама по себе логика одно государство – одна церковь в православии, в отличии от католицизма, действительно есть, но это именно логика, а не обязательная норма. Для получения автокефалии в общем случае необходимо 2 условия: желание священнослужителей и верующих, а также согласие материнской церкви.
В начале 90-х оба этих условия отсутствовали – верующие и церковные иерархи не видели себя отдельно от Московской Патриархии, рассчитывая на поддержку в противостоянии с униатами (греко-католиками). РПЦ не желала расставаться со своей крупнейшей частью, но предоставила УПЦ широчайшую автономию.
Из того кризиса украинское православие вышло в виде трех отдельных церквей: Украинской православной церкви, находящейся в молитвенном единстве с Московской Патриархией (на Украине ее называют УПЦ МП – именно для того, чтобы подчеркнуть ее «неукраинский» характер); Украинская автокефальная православная церковь – самопровозглашенное неканоническое образование, существующее с 1921 года; Украинская православная церковь Киевского Патриархата – основанная из части приходов УПЦ образование во главе с бывшим кандидатом на пост патриарха Московского и Всея Руси Филарета (Денисенко), изверженного из сана и анафемированного за церковные преступления (раскол).
Две последние скорее представляли собой политические партии, чем религиозные организации.
Тогда украинское государство, выказывая симпатии к «украинской национальной церкви», все же старалось сохранять статус-кво, чтобы не провоцировать кровавые межконфессиональные конфликты. К тому же было явно – пусть создания структур, не признанных мировым православием, тупиковый.
Найти «верный»...