Состояние польского флота вызывает у причастных лиц глубокую тревогу уже давно – местные эксперты говорят, что он «находится в состоянии частичного разложения». Так, одним из крайне немногочисленных новейших кораблей польских ВМС является скромный патрульный корвет Siazak («Силезец»), флаг на котором был поднят 28 ноября 2019 года. История этого судна вылилась в скандальный долгострой, продолжавшийся аж восемнадцать лет. До этого же в 2017 году первым за двадцать лет кораблем польского производства, введенным в состав флота страны, стал тральшик «Корморан».
Также в распоряжении Варшавы есть 2 старых фрегата «Казимир Пулавский» и «Тадеуш Костюшко» (американского типа «Оливер Х. Перри», построенные еще в 70-х), 39-летний сторожевой корабль «Кашуб», 3 33-летних ракетных катера «Оркан», «Перун» и «Гром». Помимо этого, в состав флота Польши входят небольшие десантные корабли и катера, тральщики, суда обеспечения – практически все очень почтенного возраста. Польские моряки невесело шутят, что вынуждены плавать на «металлоломе».
В особенно плачевном состоянии пребывает подплав. До недавнего времени у Польши были 3 старых подводные лодки. Но две бывших норвежских субмарины типа «Коббен», построенные еще в 60-х, были направлены на утилизацию. Остается одна субмарина Orzel («Орел») – бывшая советская подлодка проекта 877Э «Палтус», в строю она с 1986 года.
В 2017 году на этой субмарине произошел большущий пожар. А в апреле 2021-го польские СМИ написали о том, что торпедные аппараты «Орла» от долгого неиспользования пришли в негодность. Этот «Орел» превратился в плавучий анекдот – год назад военно-морские силы Польши с пафосом объявили, что их единственная подводная вновь может безопасно погружаться. Хотя способность погружаться должна быть сама собой разумеющейся для подлодок, в случае с «Орлом» это действительно подвиг – в настолько плохом состоянии он пребывает.
Польша пытается обновить подплав за счет импорта, прежде всего бывшего в использовании. В 2020-м сообщалось, что на финальный этап вышли переговоры о приобретении Варшавой у Швеции подводных лодок Sodermanland и Ostergotland, построенных в 1985-90 гг. Правда, в 2000-05-м обе прошли глубокую модернизацию, в ходе которой получили анаэробные двигатели, способные преобразовывать дизельное топливо в электричество, не требуя воздуха. В итоге поляки отменили свои планы – и обе ...