Карающая длань новой администрации Белого дома, уже успевшая приложиться к Канаде, Мексике, Дании и Панаме, достигла Южной Африки. Так, госсекретарь США Марко Рубио заявил, что он не поедет на министерскую встречу G20, которая должна состояться в Йоханнесбурге с 20 по 21 февраля. По словам главы Госдепа, он вообще не хочет посещать ЮАР «в знак протеста против попытки использовать G-20 для решения таких вопросов, как изменение климата и разнообразие, равенство и инклюзивность». Ну и потому, что ЮАР «экспроприирует частную собственность».
А президент США заявил, что прекращает всю помощь Южной Африке – якобы потому, что там у белых конфискуют земли и вообще к ним плохо относятся. «Массовое НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, как минимум, происходит у всех на виду. Соединенные Штаты не будут этого терпеть, мы будем действовать. Кроме того, я прекращу все дальнейшее финансирование Южной Африки, пока не будет завершено полное расследование этой ситуации!», – заявил он. А затем еще и добавил, что ЮАР делает «вещи гораздо хуже», чем конфискации.
Южноафриканское руководство, конечно, глубоко возмутилось. Президент ЮАР Сирил Рамафоса заявил, что его не запугать, и добавил, что никакой дискриминации белых в его стране нет. «Правительство Южной Африки не конфисковало ни одной земли… Недавно принятый Закон об экспроприации не является инструментом конфискации», – заявил Рамафоса.
Это, конечно, не совсем так. Земельный вопрос в ЮАР очень неоднозначный. Так получилось, что после окончания апартеида в 1994 году белые граждане контролировали 77,580 млн гектаров сельскохозяйственных угодий из общей площади в 122 млн.
Новейшие власти взяли курс на перераспределение хотя бы трети от «белых» земель на добровольной основе (то есть покупка у тех белых, кто хочет продать), но к 2022 году не смогли выполнить эту задачу. И сегодня порядка 40 тыс. «белых» фермерских хозяйств владеют порядка 50% сельхозземель.
То есть с точки зрения «черного» большинства и «черного» руководства ЮАР – вполне может выглядеть как явная несправедливость. Наследие апартеида.
Поэтому власти перешли к более жестким мерам. Подписанный Рамафосой в декабре 2024 года закон подразумевает изъятие земли «в общественных целях» с выплатой «справедливой» компенсации. Однако в ряде случаев – например, если земля, по мнению...