В Выборге провели открытое заседание жюри: прогноз на завтра оказался неутешительным

Источник: MK.RU (Новостной портал) | Дата: 2 часов назад

На фестивале «Окно в Европу», проходящем в Выборге, есть давняя традиция — проводить перед официальным вручением наград открытое, сводное заседание трех жюри трех конкурсов. Все, кто в них входит, могут высказать общее мнение об увиденном, не называя конкретных имен.

Иногда бывает жарко, обидно, нелицеприятно. В этот раз все обошлось более или менее спокойно, без драки, но многие точки расставлены. Все сказанное характеризует не только программу Выборга, но состояние отечественного кино в целом. И еще фестиваль пытается делать прогноз на завтра. На протяжении всех 33 лет, что он существует, он оказывается неутешительным, но кино все еще живо.

Игровой конкурс оказался самым уязвимым. В нем участвовали преимущественно режиссеры, снявшие первые и вторые картины. Разве что опытный Слава Росс отважился состязаться с ними. Многие к этому не готовы и не хотят вариться в одном котле с дебютантами.

Вытеснение режиссеров старшего и среднего поколения — примета практически всех игровых конкурсов. Курс повсеместно взят на молодых, да ранних. В итоге Слава Росс, представлявший картину «Догги», оказался едва ли не единственным, кто сумел до конца удержать планку. Остальных бросало из стороны в сторону.

Жюри игрового конкурса возглавлял едва ли не самый востребованный сценарист наших дней Олег Маловичко. За его плечами порядка 50 работ, включая «Метод», «Хрустальный», «Нулевой пациент», «Мажор», «Трасса». На открытом заседании жюри он рассказал о том, как штормило жюри: «Я хотел бы спрятаться за спину Чарльза Диккенса и переиначить его фразу применительно к фестивалю. «Это была прекрасная неделя. Это была ужасная неделя. Это была прекрасная программа. Это была ужасная программа. Нас несло по кочкам все эти дни. Мы находились на пике восторга и на дне отчаяния. И эту радость, и эту боль нам подарили картины конкурса. Красивые слова о поиске пути и возвращении к себе были реализованы через край. Кино этого фестиваля вернулось к человеку, может быть, слишком сильно. Мне хотелось в каждой конкурсной картине обострить конфликт. Мы как будто перестали смотреть на острые углы. Нам как будто захотелось спрятаться, вернуться домой, залезть под одеяло. Мы сильно оторвались от того, что происходит в стране, в мире, вокруг нас. Как будто турбулентность последних нескольких лет, она где-то там. Возможно, это исцеление, лекарство, но, может быть, попытаться сказать в кино о том, что тебя волнует, наотмашь, резко, не боясь последствий, презирая их. Задача возвращения к себе, освещения человека выполнена. Как бы отныне перейти от индивидуальности к гражданственности, ответственности. Наверное, это предмет следующего фестиваля».

Киновед и режиссер Любовь Аркус, возглавлявшая жюри документального конкурса, в котором все обстояло гораздо лучше, было немало хороших картин о людях, а не об абстракциях, говорила о чувстве ответственности пер...