Ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) официально обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой провести проверку компании «АвтоВАЗ» на предмет возможного завышения цен на автомобили Lada Granta и Lada Vesta, предназначенных для таксомоторных предприятий. Об этом сообщает издание «Ведомости», ссылаясь на письмо исполнительного директора НСТ Наталии Лозинской. Согласно этому документу, доля автомобилей российского производства в таксопарках значительно выросла, превышая 50% в ежегодном обновлении автопарка, что ведет к определённой зависимости от ценовой политики компании.
В обращении НСТ приводятся данные Аналитического центра при правительстве, указывающие на то, что средняя стоимость экономичных автомобилей в РФ в период с 2021 по 2023 годы увеличилась на 28%. Однако, за этот же период цены на модели Granta и Vesta поднялись в 1,6 и 1,8 раза соответственно. Глава ассоциации высказал обеспокоенность безконтрольным ростом стоимости, что, по его мнению, негативно отражается на интересах перевозчиков и наносит долгосрочный ущерб отрасли. В НСТ считают, что ценовая политика «АвтоВАЗа» приводит к снижению доходности компаний, закрытию малых и средних таксопарков, что, в конечном итоге, вызывает сокращение предложения на рынке перевозок.
Представитель «АвтоВАЗа» опроверг информацию о доминирующем положении завода в сегменте поставок автомобилей для таксомоторных служб. Он подчеркнул, что в 2024 году рост цен на автомобили Lada составил всего 4,3%, что значительно ниже уровня инфляции. В Минпромторге объяснили изменения в ценах необходимостью вернуть в комплектации некоторые опции, повышающие удобство водителей и пассажиров.
Также представитель сервиса «Максим» сообщил, что стандартный срок эксплуатации легковых автомобилей в такси составляет 3 года, за которые машина должна окупиться и принести прибыль для последующей замены. Однако в условиях текущей стоимости моделей Lada в регионах срок окупаемости может достигать пяти лет. Источник издания отметил, что в подлинное время на российском рынке отсутствуют бюджетные автомобили, подходящие для таксопарков.
Другой источник предположил, что действия НСТ могут быть связаны с попытками «АвтоВАЗа» лоббировать принятие законопроекта, который позволит правительству устанавливать нормативы локализации автомобилей для таксомоторных компаний. Это, согласно письму, может привести к монополизации рынка, ограничению выпуска и ухудшению качества автомобилей.
Ранее сообщалось, что в 2024 году государственные закупки новейших и подержанных легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) от «АвтоВАЗа» выросли на 25%, при общем росте закупок на 9%.