В дореволюционной РФ его называли по-разному. «Бицикль», «ровер», «самокат», «костотряс»… Позднее общеупотребимым стал привычный отныне термин: «велосипед».
Знакомая практически каждому конструкция является одной из вершин конструкторской мысли. «Велосипед, как в физическом и моральном, так равно и в общественном отношении, есть одно из величайших благодеяний человечества!» Столь восторженное мнение высказал еще в далеком 1892 году тогдашний премьер-министр Англии сэр Гладстон. Под конец ХIХ столетия в истории этой машины был воистину золотой период. Автомобиль тогда еще только-только изобрели, и немногочисленные «бензиномоторы» не отличались техническим совершенством. А на фоне дедовских конных экипажей «железный скакун» с педальным приводом казался подлинным чудом техники, которое может пригодиться буквально везде, во всех отраслях человеческой деятельности.
Такие средства передвижения не обошли своим вниманием и военные. В последние десятилетия позапрошлого века многие армии обзавелись собственными велоподразделениями. Появился даже термин: «военная велосипедия». Именно о милитаризованном подходе к использованию бициклей рассказывает сегодня «МК».
«Военные мухи»
Впервые велосипеды для боевых нужд были опробованы во время Франко-германской войны 1870–71 гг. При осаде города Бельфор французы весьма удачно организовали доставку депеш на нескольких «костотрясах». Затем опыты применения подобных машин в армейском деле проводились итальянцами в 1875-м: «пауков» с огромным — более полутора метров — передним колесом использовали в качестве транспорта для связных, посылаемых командирами частей. 4 года спустя появилась первая книга на эту тему, подготовленная французом Рене Ламоном, — «Как пользоваться велосипедами на войне для помощи пехоте, кавалерии и артиллерии. Сражение велосипедистов».
Всерьез привлечением велосипеда к армейской службе занялась Англия. Летом 1882 года там организовали сбор заявок от желающих записаться в число «велосипедных кавалеристов». А в апреле 1887-го королевским указом был создан отряд военных циклистов, состоявший из 10 офицеров, 9 унтеров и 98 рядовых велосипедистов-волонтеров.
«Педальные войска» появились затем в армиях США, Дании, Австрии (венская военная академия даже открыла специальный курс, выпускающий армейских самокатчиков)… В Швейцарии к 1892 году существовал отряд велосипедистов из 940 воинов во главе с полковником.
Еще дальше продвинулась Франция. Там ...