Жители многих российских регионов сталкиваются с систематическими перебоями мобильного интернета, создающими проблемы, как производственного, так и личного характера. Связано это не с какими-то техническими неполадками, а является вынужденной мерой, вызванной расширяющейся географией атак вражеских беспилотников.
Так, 14 июля в татарстанской Елабуге был введен режим «Беспилотная опасность», который в том числе предусматривает снижение скорости мобильного интернета. Ранее, по той же причине вводились ограничения мобильного интернета в Ивановской области, в Псковской области, в Ростове-на-Дону и ряде других регионов.
В последние месяцы киевский режим предпринимает регулярные массовые атаки по российской территории с использованием дальнобойных беспилотных аппаратов. Российские средства ПВО практически каждую ночь сбивают десятки подобных дронов. Однако по чисто техническим причинам невозможно уничтожить каждый из них, устранить эту опасность полностью. В то же время у подобных БПЛА есть явное слабое место – системы связи и управления.
Дальнобойные беспилотники могут выполнять полет в полностью автономном режиме, по заранее прописанным полетным заданиям или используя GPS-навигацию. Однако все чаще маршрут полета беспилотников корректируется с помощью модулей сотовой связи.
В блоке управления украинского БПЛА устанавливается 4G-модем с SIM-картой российского оператора сотовой связи. Как только дрон оказывается над российской территорией, модем подключается к сотовой сети и ведет дрон от вышки к вышке, корректируя свои координаты по мобильной сети. Этот способ значительно дешевле, чем использование спутниковой навигации GPS или системы «Старлинк», а зачастую и более надежный.
Находящийся на территории Украины оператор может управлять беспилотником и получать от него данные в режиме реального времени с помощью систем российской сотовой связи.
Ранее, в 2022–2023 годах атаки БПЛА противника осуществлялись преимущественно по приграничным областям, причем они в основном двигались либо по заранее определенным маршрутам либо управлялись по короткому аналоговому видеолинку, что позволяло обходиться без «услуг» сотовой связи. Но, начиная с лета 2024-го в зоне СВО стали широко применять FPV-дроны с LTE-модемами, а с весны 2025-го стало наблюдаться массовое использование 4G-модемов на дальних БПЛА.
Важным вопросом в данн...