Вот что говорил Александр Ширвиндт о Лие Ахеджаковой и Иване Урганте: Тонко, но всем всё ясно. У Михаила Ширвиндта всё получается с точностью до наоборот.
Давно известное выражение про детей гениев, на которых природа решила отдохнуть, во-первых, работает отнюдь не всегда – и случаев, когда дети наследуют талант родителей и не ленятся его развивать, достаточно много.
Во-вторых, порой такие слова звучат излишне резко и даже оскорбительно по отношению к отпрыскам знаменитостей.
Поэтому в случае с народным артистом России Александром Ширвиндтом и его сыном, телеведущим Михаилом Ширвиндтом, мы используем другую формулировку – "Фамилия одна – а люди такие разные". И эта разность в случае с Ширвиндтами проявляется особенно наглядно, когда речь заходит об их высказываниях на актуальные острые общественные темы.
Почувствуйте, как говорится, разницу…
Лийка, Валька и БарбараОставим за рамками нынешнего сюжета размышления о том, каким образом Михаил Ширвиндт сделал карьеру на ТВ в 1990-е-2000-е годы. Факт в том, что и в 2020-е он активно пользовался помощью знаменитого отца для продвижения собственных проектов – и, чего уж скрывать, заработка.
Одним из таких проектов был ютуб-канал Ширвиндта-младшего, самыми рейтинговыми роликами на котором являлись выпуски "Гаража" – посиделок сына и отца Ширвиндтов с известными гостями. В новогодние дни 2021-2022 в Сети появился праздничный выпуск "Гаража", в ходе которого Александр Анатольевич вспомнил о том, как его недавно приглашали в квартиру-музей из легендарного фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или С лёгким паром!":
Осторожно намекнули, что из выживших посетителей этой квартиры остался только я и, по-моему, Лийка Ахеджакова, ну ещё Валька Талызина, - Ахеджакова занимается настоящим делом, Валька плохо ходит… [звонившие спрашивают] А не могли бы вы прийти?
О том, что Лия Ахеджакова в 1990-е годы из актрисы превратилась в рьяную либералку и к нашим дням окончательно трансформировалась в оппозиционную русофобку, было известно ещё тогда. Так что оцените мастерскую ремарку Ширвиндта всего в четыре слова по её поводу – "Ахеджакова занимается настоящим делом".
Интерпретации могут быть, как говорится, на любой вкус – от предположения, что Ширвиндт-старший действительно одобряет действия коллеги, до версии, что актёр подтрунивает над Ахеджаковой, превратившуюся в одиозного либерала.
Буквально тут же артист вспомнил и польскую актрису Барбару Брыльску – исполнительницу главной роли в "Иронии судьбы…", которая в наши дни перестала скрывать своё истинное отношение к России и русским:
Брыльска тоже жива – но она иностранка, а там [в квартире-музее] нужны отечественные посетители.
Тоже открывается простор для интерпретаций…
Какой-то незаметный УргантЕщё одним примером виртуозного владения "искусством намёка" Ширвиндт продемонстрировал в январе 2023-го.
Тогда в Сети появился иронический пародийный ролик, в котором Александр Анатольевич "повторил" свою роль из фильма Карена Шахназарова "Зимний вечер в Гаграх" (1985).
Напомним, что в кинокартине Ширвиндт сыграл роль ведущего телепрограммы "Музыкальная панорама", который в эфире "похоронил" главного героя фильма – пожилого танцора и хореографа (в исполнении Евгения Евстигнеева), воспринявшего известие о своей "смерти" с негодованием.
И вот спустя почти сорок лет Ширвиндт и Ургант представили новую версию, в которой ведущий "Музыкальной панорамы" сообщает зрителям о скоропостижной смерти "кумира девяностых и даже нулевых Ивана Андреевича Урганта".
Лишившийся в 2022 году работы на русском ТВ после своих "нетвойнистских" заявлений в связи с началом СВО Ургант тут же отыгрывает своё возмущение – "Как ушёл из жизни? Я жив!". Посыл понятен: шоумен иронизирует над своей "отменой", не даёт аудитории забыть о себе и намекает на скорое возвращение.
Зря намекал, кстати – прошло уже два года, на календаре январь 2025-го, а Урганта на телеэкране как не было, так и нет.
Однако стоит оценить юмор Ширвиндта:
К сожалению, Иван Андреевич ушёл из жизни в расцвете творческих сил. И знаете, - как-то незаметно…
То есть артист одновременно вроде как и поддержал Урганта, но при этом с иронией оценил его "важность и незаменимость" для публики: "как-то незаметно ушёл" кумир и шоумен №1. Может, не настолько и важен Иван Андреевич для русского зрителя, без острослова-релоканта обойдёмся?..
Юмора нет, зато оскорблений вдовольА теперь сравним тонкость и юмор Александра Анатольевича с медийной активностью Михаила Александровича, его отпрыска. И для точности сравнения возьмём тот же пример – отношение к Лие Ахеджаковой.
Тема либеральной актрисы обострилась весной 2023 года, когда многочисленные русофобские и заукраинские высказывания Ахеджаковой вышли ей боком. "Звезда" стала испытывать сложности в живущем на государственные деньги московском театре "Современник" и к маю позапрошлого года уволилась из прославленной труппы.
Ширвиндт-младший бросился "защищать" Ахеджакову, но не проявил фамильной тонкости, чувства юмора и искусства намёка. Напротив, он чуть ли не назвал актрису святой, а всех её противников всячески оскорблял.
Были там слова и про "режим", и про "карателей", что вполне ожидаемо для члена столичной либеральной тусовки. Но вот то, что русский народ, имеющий иные ценности, нежели Ахеджакова, Михаил обозначил как "чернь", а великую русскую актрису Валентину Талызину, выступившую против Лии Меджидовны, назвал "полоумной старушкой", уже симптоматично.
То ли недостаточно испугался, то ли слишком сильно…А ещё живущий в Москве (уезжавший на некоторое время после начала СВО в Израиль, но быстро вернувшийся – видимо, деньги закончились, не успев начаться…) Ширвиндт-младший с энтузиазмом рассказывает о том, какой он несгибаемый "борец с кремлёвским режимом".
Причём со стажем: якобы ему на ТВ предлагали ещё в 2014 году сделать репортаж из вернувшегося в состав России Крыма, но он отказался:
Мне предложили благословлять Крым во всех его проявлениях - я сказал "всё, нет, хватит".
В этой связи обозреватель Царьграда Александр Бабицкий напомнил, что "принципиальность" Ширвиндта-младшего носит очень сомнительный характер.
Испуганные патриоты, проявившиеся после начала СВО, бывают разные. Есть среди них и такие, которых можно обозначить как "испуганные патриоты, недостаточно смелые, чтобы уехать". Это те, кто поначалу высказался против спецоперации, но остался в России, чтобы изредка, по большей части в онлайн-общении со знакомыми эмигрантами, критиковать окружающую его действительность. И Михаил Ширвиндт – наглядный пример такого то ли "недоиспуганного", то ли "переиспуганного патриота".
В самом деле: при отсутствии способностей выражать свою позицию в тонкой, ироничной форме Михаил Ширвиндт, проявивший себя в последние годы как настоящий русофоб, держится, видимо, только за счёт старого семейного багажа. То есть за счёт авторитета отца – Александра Анатольевича нет в живых с марта 2024-го, но его связей пока хватает для безнаказанности сына.