Новейший учебный план Израиля превращает национальные теле- и кинохиты в инструмент формирования гражданской идентичности — от оперативников «Мосада» до ультраортодоксальных раввинов, от довоенных сионистских лент до современных хитов Netflix.
Когда министр образования Израиля Йоав Киш объявил о включении телесериала «Фауда» в школьную программу, мало кто удивился. В конце концов, что может быть более израильским, чем изучать национальную идентичность через историю спецназовца, проникающего в логово врага? Пуленепробиваемый подход к образованию, если позволите.
Министерство образования Израиля разработало новейший учебный план, который с начала 2025/2026 учебного года преобразит уроки кино и коммуникации в израильских школах. Под руководством д-ра Иваны Ратнер, директора департамента кино и медиа, программа представляет собой амбициозную попытку превратить израильское телевидение и кино в зеркало национального самосознания, сквозь которое молодое поколение сможет увидеть свою идентичность и историю.
Этот шаг — далеко не спонтанное решение, а следствие долгой исторической траектории израильского экрана. Израильское кино начало свой путь задолго до создания государства, когда первые кинопленки служили инструментами сионистской пропаганды. В 1911 году Мюррей Розенберг снимал «Первый фильм о Палестине», а в 1933 году появился первый ивритоязычный художественный фильм «Одед-скиталец» — идеологический манифест о еврейском мальчике, осваивающем землю праотцев. От документальной хроники к мифологизации национального героизма в «Холм 24 не отвечает» (1955) и острой сатире на абсорбцию восточных евреев в «Салах Шабати» (1964) — путь израильского кинематографа отражал трансформацию самого общества.
Телевидение в Израиле появилось позже — первые образовательные программы вышли только в 1966 году, а государственный канал запустился в 1968-м. Долгие годы телевидение оставалось монохромным не только технически, но и идеологически. Цветное вещание, как и плюрализм мнений, пришли значительно позже. Но именно сегодняшнее израильское телевидение стало тем глобальным культурным послом, который проник в гостиные по всему миру.
И вот отныне «Фауда», сериал, показывающий работу израильского подразделения, действующего под прикрытием на палестинских территориях, становится учебным пособием. Как и «Штисель» — драма о жизни ультраортодоксальной семьи в Иерусалиме. Список дополняют «Флорентин», «В терапии», «Сругим» и «Арабская работа» — целый пантеон израильского малого экрана. Поистине удивительное культурное преображение для страны, которая когда-то запрещала цветное телевещание из опасений, что оно повредит национальной экономике и морали.
Израиль здесь отнюдь не первопроходец. Французская система образования интегрировала национальное кино в учебную программу еще в 1984 году, превратив анализ фильмов в способ осмысления французского общества и истории. Великобритания вкл...