Российский рубль в первом полугодии 2025 года стал самой укрепившейся валютой в мире, прибавив более 40% к доллару. Однако, по мнению аналитиков, столь уверенный рост может смениться спадом уже в августе. На курс рубля могут повлиять сразу несколько факторов: сезонный отток капитала, ожидаемое снижение ключевой ставки и рост расходов на импорт. По словам управляющего фонда SharesPro Дениса Астафьева, если ставка Центробанка снизится с текущих 20% до 18–19% уже в июле, курс рубля может ослабнуть до 85–90 рублей за доллар, то есть потерять до 12% от текущих уровней. При этом, добавляет эксперт, «говорить о рывке выше 100 рублей преждевременно — для этого потребуются внешние шоки».
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов указывает на историческую нестабильность рубля именно в августе. С 1998 по 2024 год в этом месяце доллар укреплялся против рубля в 20 из 26 лет. «Даже в относительно спокойные периоды, такие как 2020 и 2021 годы, август сопровождался колебаниями курса в пределах 3–5%», — отмечает он. Чернов объясняет такую динамику налоговыми и бюджетными циклами, сезонным снижением экспортной выручки и ростом чувствительности инвесторов к внешнеполитическим сигналам.
Ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев считает, что у августовской нестабильности есть не только экономические, но и культурные корни. «В РФ нет человека старше 45 лет, который бы не содрогнулся от воспоминаний августа 1998 года, когда и бедные, и богатые лишились капитала. Шок национального масштаба закрепился в культурном коде россиян», — говорит он.
Тем не менее, Александр Бахтин, инвестиционный стратег «Гарда Капитал», называет августовскую волатильность скорее экономическим закономерным эффектом, чем медийной истерией. «Частота падений рубля в августе — около 60%, но июль еще хуже — более 75%. Это связано с окончанием делового сезона, пиком отпусков и ростом валютных операций», — поясняет он.
В числе возможных «черных лебедей», которые могут прилететь в последний месяц лета, эксперты называют сразу несколько факторов. По словам Дениса Астафьева, на фоне снижения цен на нефть Brent до $67–69 за баррель и падения доходов от сырьевого экспор...