Всё рухнет, если всё разрешено. Легендарный артист Владимир Этуш со своими опасениями был прав во всём. И это даже не пророчество, а быль.
Когда заслуженные люди старшего возраста начинают критиковать окружающую действительность, молодое поколение в большинстве своём реагируют одинаково.
То есть вежливо кивают, чтобы не обидеть старика, а сами подмигивают друг другу с многозначительной усмешкой – "Да-да, слышали мы уже такое и не раз – конечно, в их время и трава была зеленее, и девушки красивее и умнее, и в солнечном свете витамина D больше было…".
Но, похоже, прошли те времена, когда на слова заслуженных стариков можно реагировать столь снисходительно. Во всяком случае, в отечественной культуре, которая никак не может оправиться от эпохи господства либералов.
Например, легендарный артист Владимир Этуш ещё в самом начале века предупреждал: если не остановиться в деле разрушения классической русской культуры, всё рухнет. И сейчас мы оглядываемся по сторонам и видим – это даже не пророчество, а быль.
"Это гибель театра"Нужно заметить, что критические отзывы об отечественной театральной жизни XXI столетия не были для Этуша эпизодическим выплеском раздражения.
Пожалуй, впервые на широкую аудиторию Владимир Абрамович высказался по этому поводу в рамках программы "Линия жизни" 2003 года, посвящённой его 80-летию:
Театр потерял ту основу, которую он имел. Русский театр всегда был театром сердца и славился как театр сердца. Театр непременно должен воспитывать. Сейчас идут разговоры о том, что стационарные театры будут заменены антрепризными театрами. Это гибель театра – потому что воспитание идёт в театре, где режиссёр знает своих актёров и знает, кому какую роль дать. Если этого не будет, а будут делать, как сейчас – собираются известные артисты и делают чёрт знает что – театр погибнет.
Однако, судя по тому, что народный артист СССР повторил эту мысль несколько лет спустя, ситуация с русским театром лишь усугубилась.
Правда, при этом актёр выразил уверенность в том, что настоящая театральная жизнь всё-таки возродится – однако слишком уж это было похоже на логику "дальше будет лучше, потому что хуже уже представить нельзя":
Сейчас, к сожалению, театр сильно изменился. Он отошёл от тех заветов, которые мы слышали от Станиславского. Разрешено всё! Вполне возможно, что на определённом этапе мы можем остаться вообще без театра. Зато потом начнётся процесс возвращения к основам. Опомнятся люди. Дойдут до какого-то тупика — и опомнятся. Но до этого надо дожить!
Неужели действительно – разрешено всё?Владимира Этуша не стало в марте 2019 года.
Сложно сказать, какой виделась актёру ситуация с культурой в России в последние годы жизни. Однако заданные либералами, занимавшими в то время самые ответственные посты и самые престижные культурные площадки нашей страны, тренды свидетельствуют – артист был прав, разрешено в современном театре всё и многие этим пользуются.
А как ещё, как не лозунгом "Забыть Станиславского – теперь в театре разрешено всё и всем!", охарактеризовать господствовавшие к началу СВО театральные тенденции?
Когда самые знаменитые режиссёры позволяли себе переворачивать огромную культурную традицию с ног на голову. Например, Юрий Бутусов в петербургском Театре имени Ленсовета поставил спектакль "Гамлет", от которого Уильям Шекспир наверняка бы поёжился в гробу.
Подумаешь – "делов-то", теперь Гамлет будет женщиной. Ведь, по мысли Бутусова – "Гамлет – давно уже миф, не человек. Это духовная субстанция, не имеющая ни возраста, ни пола, ни веса, ни запаха". Поэтому прочь условности, крути-верти классику как угодно, вкладывай в зрительские мозги что хочешь…
Оказывается, мы Чехова не знаем – но русофобы из Литвы нас просветят…Прибалтийский режиссёр-русофоб Римас Туминас, долгие годы возглавлявший московский Театр имени Вахтангова, в своих экспериментах над великими произведениями тоже зашёл весьма далеко. Правда, пол персонажей чеховской пьесы "Дядя Ваня" не менял, но…
С самого первого показа этого спектакля зрителей Театра имени Вахтангова предупреждают и готовят – "Вы не узнаете знакомых персонажей, а известные слова прозвучат с неожиданными интонациями. Нет, Римас Туминас не сократил и не переписал классический текст Чехова. Просто прочитал заново, с листа, без оглядки на давящий груз истории знаменитой пьесы".
Разумеется, каждая новая постановка это новое прочтение известной пьесы. Но что нужно сотворить с текстом Чехова, чтобы зритель не узнал знакомых персонажей?
Да что угодно – ведь разрешено всё…
Сатанизм за государственные деньгиНужно признать, что после начала СВО пусть медленно, с огромными трудностями и громким скрипом, но ситуация в театральной жизни меняется к лучшему. Отчасти это связано с бегством наиболее одиозных либеральных творцов за границу (тот же Бутусов, Кирилл Серебренников и прочие). Отчасти театральное сообщество всё же начинает реагировать на запросы государства (а большинство репертуарных театров живёт за бюджетный счёт) и общества на патриотические и традиционные ценности
Но пресловутый принцип "Разрешено всё!", о котором предупреждал Этуш, даёт свои плоды и в других сферах искусства. Например, в хореографии, где буквально на днях анонсировали новый показ нашумевшего "спектакля" Анны Гуменной "Ёми". Причём провокационный, наполненный символизмом языческих и откровенно сатанинских культов, "спектакль" поставлен также за государственные средства.
Сама Анна Гуменная сформулировала свой творческий принцип вполне определённо – "Тела [в танце] границы идентичности, пола и расы".
Не менее определённую оценку дал шоу Гуменной обозреватель Царьграда, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Михаил Тюренков:
Госпожа Гуменная может, конечно, заниматься какими угодно оккультными практиками, вызывать подземные духи японской мифологии - ёми, жестоких демонов кровавых мифов инков и майя. Но только на своей личной территории. Почему это происходит на базе государственного бюджетного учреждения? Получается, госпожа Гуменная вовлекает государство в оккультную деятельность и использует государственные средства для того, чтобы привлекать молодёжь, делать духовно опасный оккультизм привлекательным для молодёжи.
"Стал глубже чувствовать ценность Победы"Что касается Владимир Этуша, не будет лишним снова напомнить о том, какой удивительной личной и творческой судьбы был этот человек, проживший почти сто лет.
С возрастом, вернее, с датой рождения артиста связана весьма необычная история. Официальной, по документам, датой появления Владимира Этуша на свет является 9 мая 1923 года – собственно говоря, именно поэтому программа "Линии жизни" была записана с ним в 2003 году. Однако на самом деле родился Владимир Абрамович родился годом ранее, в 1922-м.
Оказалось, что родители будущего актёра искусственно "омолодили" сына ради того, чтобы к моменту призыва на военную службу юноша был старше, более физически крепким и здоровым.
По мнению самого артиста, забота родителей сыграла таки свою роль в том, что Этуш, участвуя в Великой Отечественной войне, сумел выжить на фронте. Кстати, День Победы до конца своих дней оставался для актёра главным праздником.
Ощущения не изменились. Тогда, в мае 1945 года, я был фронтовиком после ранения и долгой реабилитации, а чувство радости от того, что фашисты разгромлены было всеобъемлющим. Я хорошо помню людей на Красной площади, их ликование и как они были счастливы. Спустя годы, я стал глубже чувствовать ценность Победы, а военные воспоминания не оставляют меня в течение всей жизни,
- вспоминал Владимир Этуш.