Встреча на Истре: в «Новом Иерусалиме» выставили коллекции двух стран

Источник: MAIL.RU (Картина Дня) | Дата: 1 день назад

Экспозиция «Свет между мирами» собрала более 160 работ из Узбекистана и РФ.

Более 160 работ, 40 художников, 2 музея, 2 государства-участника — всё это составляющие выставки «Свет между мирами», открывшейся в Музее «Новейший Иерусалим». Но цифры не вполне отражают значимость проекта. Главное, что впервые за последние годы в РФ встретились две важные коллекции советского модернизма — из Нукуса (Узбекистан) и Истры. И диалог собраний обернулся дуэтным рассказом об искусстве целой эпохи. А еще — о судьбах тех, кто его создавал и сохранял. «Известия» оценили громкий проект в числе первых.

Оазис в пустыне.

Музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого — мекка для ценителей русского авангарда, хотя расположен он в Узбекистане и даже не в столице, а в региональном городе Нукусе. Всё дело — в уникальной коллекции живописи 1920−1950-х годов, собранной этнографом и археологом Игорем Савицким. Казалось бы, что такого ценного могло попасть в далекую глубинку, буквально в пустыню? Но попало многое.

Во-первых, работы художников, которые в советское время были не особенно востребованы (а то и вовсе запрещены). Савицкий их наследие покупал — и вез к себе в Нукус. И во-вторых, целый ряд живописцев первой половины XX века вследствие различных обстоятельств оказались в Средней Азии. Для некоторых, например, Роберта Фалька, эвакуированного в Самарканд во время Великой Отечественной войны, это были кратковременные периоды, иные же, как Александр Волков, связали с южным регионом большущую часть жизни. Многое из того, что было ими создано на Востоке, тоже оказалось у Савицкого.

В итоге ему удалось сосредоточить в своем музее, открытом в 1966 году, около 50 тыс. произведений изобразительного искусства. И только в перестроечные годы значимость этой коллекции смогли по-настоящему оценить в Москве и Петербурге — в частности, прошла выставка-диалог собраний авангарда из Нукуса и Русского музея. После распада СССР наследие Савицкого оказалось собственностью Узбекистана. Показывать вещи оттуда в РФ стало сложнее, хотя нельзя сказать, что они вовсе перестали к нам ездить. Достаточно вспомнить двухчастный, очень объемный по количеству экспонатов, но короткий по продолжительности проект восьмилетней давности в ГМИИ им. А. С. Пушкина («Известия» рассказывали о нем).

И вот отныне шедевры из Нукуса вновь в РФ. В нынешних геополитических условиях это особенно ценно, ведь речь даже не о частном собрании и не об отдельных работах, а о крупном совместном проекте музеев двух государств. Это едва ли не первый такой случай с 2022 года. Еще интереснее, что с нашей стороны в нем участвуют не Москва и Петербург, а подмосковная Истра. Но в этом есть своя искусствоведческая и историческая логика. Подобно тому, как Савицкий формировал собрание авангарда в Каракалпакстане, в 1980-е сотрудники Музея «Новейший Иерусалим», поначалу базировавшегося в монастыре, стали коллек...