В январе 2025 года отмечен значительный рост числа мошеннических действий, связанных с фишингом и интернет-заработком. Согласно пресс-релизу, который ВТБ предоставил РБК, увеличение составило 50% по сравнению с декабрем 2024 года.
Клиенты банка все чаще сталкивались с фальшивыми интернет-магазинами, где им предлагали товары по привлекательным ценам. Для подкрепления сделки использовались фиктивные документы, включая фальшивые номера заказов и договоры-оферты. После окончания оплаты мошенники исчезали, а сайт удалялся.
Также активно применялись схемы с фиктивной оплатой доставки. Потребители получали ссылки, позволяющие им якобы перевести деньги через официальные сервисы, впрочем на деле это были поддельные страницы, с помощью которых злоумышленники похищали средства, получив данные карты.
Кроме того, наблюдалось увеличение числа мошенничеств с подписками на различные автоматические сервисы. Заинтересованные пользователи переходили по ссылкам на сайты, предлагавшие «бесплатный пробный доступ» к учебным курсам, аналитическим материалам или развлекательному контенту. После ввода платежных данных у пользователей списывались средства.
ВТБ также сообщил, что количество ложных схем с онлайн-заработком возросло на 50%. Одной из самых популярных схем является вложение в «перспективные активы», сулящие потенциальный рост дохода. На практике перевод денежных средств приводил к полной блокировке доступа к платформе.
Помимо этого, пользовалась популярностью мошенническая схема, связанная с продвижением товаров на маркетплейсах. Жертвам предлагалась оплачиваемая работа по оставлению отзывов и лайков к продуктам или бронированию отелей. После нескольких выполненных заданий требовалось внести предоплату или получить «доступ к платформе», после чего связь с мошенниками прерывалась.
Еще одна схема была связана с трудоустройством, где при поступлении предложения о вакансии требовалась установка специального приложения. Это приложение оказывалось вредоносным программным обеспечением, позволяющим злоумышленникам получить полный доступ к устройству и банковским данным клиента.