В российском автоландшафте происходит тихая революция: подержанные иномарки всё чаще становятся альтернативой новым китайским автомобилям. Всё дело в ценах — премиальные б/у-машины отныне стоят примерно столько же, сколько новейшие авто из Поднебесной. И хотя поначалу покупка проверенного "европейца" с пробегом выглядит логичной, эксперты призывают быть начеку: практически в каждом втором случае есть риск попасть на значительные траты.
По данным "Автостата", в конце весны импорт подержанных автомобилей вырос на 23%. И это при том, что с начала года общий объём ввоза слегка сократился. Интерес россиян к подержанным иномаркам объясним: новейшие машины стремительно дорожают, кредитных послаблений нет, а лояльность к китайским моделям у многих всё ещё под вопросом.
Теперь достаточно желания и пары кликов — и "ваш" Audi или Toyota с пробегом может оказаться у ближайшего дилера. Главное — не ошибиться в выборе, ведь рынок серого импорта по-прежнему полон ловушек.
"Появилась возможность купить именно ту модель, которую давно хотел — не китайскую, а европейскую. Например, 1 мой знакомый так приобрёл Audi A3. Важно то, что можно взять автомобиль любимой марки, пусть даже ушедшей с рынка. Часто попадаются интересные экземпляры — и по цене они выигрывают", — делится наблюдениями автомобильный журналист Пётр Баканов
Страх перед сложностями в обслуживании подержанных иномарок постепенно уходит в прошлое. Сейчас СТО научились чинить даже самые "экзотические" машины — от корейцев до "серых" японцев. Запчасти? Есть как оригинальные, так и качественные аналоги. В итоге многие приходят к выводу: лучше купить хорошо собранную б/у, чем переплачивать за маркетинговую мишуру новинок.
Вместе с бумом "серого" импорта растёт и количество проблем. По словам представителей Российского союза автостраховщиков, у 40% машин с пробегом возникают непредвиденные расходы — до 100 тысяч рублей. Причины — скрытые дефекты, изношенные детали, последствия аварий. Проверить всё это заранее практически невозможно, особенно если машина прибыла из-за границы.
"Качество предложений сегодня оставляет желать лучшего. У нас был опыт с Range Rover в Германии — внешне красивая машина, но на деле — битая, стояла во дворе в пыли. В Европе нет культуры тщательного подбора, часто отказываются от диагностики под предлогом "машина дорогая, боимся"", — рассказывает Баканов.
Чтобы не оказаться жертвой сомнительной сделки, эксперты советуют:
проверять VIN-номер минимум по трём базам данных;
уточнять историю эксплуатации, особенно если машина не из РФ;
удостовериться, что авто не находится в залоге или с ограничениями;
насторожиться при слишком привлекательной цене;
запрашивать фото до отгрузки и результаты диагностики.
Особо внимательным стоит быть с юридическими документами: поддельные ПТС, "скрученный" пробег, неоформленные договоры — всё это встречается на рынке довольно часто.
"Если автомобиль прибыл из-за границы, проверить его прошлое крайне сложно. Всё, что остаётся — это доверие к человеку, который его подбирает. Найти честного продавца — основная проблема. Потому и предпочёл бы не рисковать", — обращает внимание автоподборщик Максим Пастушенко
Похожую позицию озвучивает основатель компании E. N. Cars Евгений Забелин.
"С машинами химичат везде — это норма. Главное — довериться специалисту. Хорошо, если у компании есть офис в стране, откуда везутся машины, свои люди на месте. Важно обращать внимание на реальные отзывы и опыт — без этого нельзя", — рассказал Забелин.
В условиях нестабильного рынка новейшие машины теряют преимущество, а подержанные — становятся объектом повышенного интереса. Главное — соблюдать осторожность и выбирать не только модель, но и тех, кто её продаёт.