Взял машину в каршенинг, а спустя сутки — штраф, эвакуатор и угроза суда: расплачивался полгода

Источник: NEWSINFO.RU | Дата: 2 дней назад

Каршеринг давно стал обыденной частью городской мобильности. Однако наряду с удобством краткосрочной аренды машин всё чаще возникают истории, когда водителей необоснованно штрафуют, выставляют счёт за чужие повреждения или даже приписывают участие в ДТП. Многие жалуются на липовые фотографии, сделанные уже после сдачи авто, или обнаруживают, что несут ответственность за нарушения, которых не совершали.

Автоэксперт и специалист по контраварийному вождению Егор Васильев поделился с NewsInfo.Ru рекомендациями, которые помогут избежать таких ситуаций. Он не дал формального "рецепта”, но подчеркнул, что внимательность, аккуратность и разумная подозрительность на каждом этапе аренды могут уберечь от большущих проблем.

По словам Васильева, начинать нужно с самого явного — с визуального осмотра автомобиля. Особенно важно обращать внимание на свежие царапины, вмятины, сколы на кузове. Это может показаться формальностью, но на практике именно этот этап часто становится критическим в последующих спорах с сервисом.

Эксперт подчеркнул, что человек, арендовавший автомобиль до вас, может попросту не задокументировать те повреждения, которые допустил. Тогда все последствия — от списания денег до судебных тяжб — могут лечь на следующего арендатора.

"Обязательно проверить наличие дефектов кузовных, особенно если речь идёт о каких-то свежих царапинах, — добавил собеседник NewsInfo.Ru. — Потому что действительно очень часто человек, который перед вами брал автомобиль в аренду, может не задокументировать то, что он натворил, и все проблемы падают на того, кто этот автомобиль взял после него".

Кроме внешнего осмотра, важно зафиксировать все нюансы на фото и видео. Это должны быть не просто "щелчки" на смартфон, а чёткие кадры, где видна и деталь повреждения, и часть кузова — чтобы было понятно, где именно оно находится. В случае спора это станет ключевым доказательством.

Одной из распространённых ошибок является игнорирование того, как и где припаркована машина в момент начала аренды. По словам эксперта, в некоторых случаях пользователи вынуждены оплачивать чужие штрафы — за парковку на газоне, на частной территории или в зоне, запрещённой для остановки.

Егор Васильев объяснил, что если предыдущий арендатор оставил машину с нарушением, а вы начали аренду, то в глазах ГИБДД или сервиса ответственным автоматически становится именно тот, кто зафиксирован в системе последним.

"Когда берётся автомобиль каршеринга, необходимо понять, где он стоит — с нарушениями, например, или без нарушений, — говорит он. — Потому что тут могут возникнуть ситуации, когда человек, который брал автомобиль, будет вынужден потом оплачивать нарушение, например, правил парковки".

Поэтому перед тем как нажать "начать аренду” в приложении, нужно осмотреть зону вокруг машины. Если есть сомнения — лучше отказаться от машины и выбрать другую. Тем более, если она стоит в сомнительном месте вроде газона, обочины без разметки или у шлагбаума частного ЖК.

По мнению Васильева, ещё одна типичная ошибка — торопливость. Люди стремятся как можно быстрее взять машину и уехать по делам, не уделяя времени ни осмотру, ни оценке состояния автомобиля. Это может обернуться большими неприятностями.

Эксперт подчёркивает, что лучше избегать сильно изношенных автомобилей. Если машина "потрёпана жизнью", есть следы предыдущих ДТП или салон в плачевном состоянии — разумнее отказаться. Подобный выбор может показаться удобным, но часто именно такие машины становятся источником споров.

"Если автомобиль явно очень сильно потрёпан жизнью, присутствуют явные проблемы со следами предыдущих ДТП, я бы даже отказался от такого автомобиля на всякий случай, — отметил он. — Чтобы потом не оказаться виновным в этих повреждениях".

Также Васильев рекомендует пользоваться только хорошо зарекомендовавшими себя сервисами. Незнакомые или сомнительные операторы, даже с низкой ценой, не гарантируют прозрачности в спорных ситуациях.

Когда поездка подходит к концу, водители часто расслабляются и просто закрывают аренду в приложении. Это — критическая ошибка. По словам эксперта, окончание аренды требует не меньшего внимания, чем её начало.

Машина должна быть припаркована строго в разрешённой зоне, без малейших нарушений. После этого — фото и видеофиксация. Причём не в двух-трёх кадрах, а полноценно: кузов со всех сторон, салон, колёса, лобовое стекло, зеркала. Видео по кругу — отличный вариант.

"Как минимум, надо гарантированно поставить автомобиль там, где он может стоять без нарушений правил дорожного движения, — подчёркивает Васильев. — И в обязательном порядке, конечно, тщательно отфотографировать автомобиль. Я бы даже порекомендовал крупно снять на видео автомобиль по кругу и внутри для того, чтобы потом была доказательная база при взаимодействии с тем же каршеринговым сервисом".

Эксперт также напомнил об ещё одном риске, на который многие даже не обращают внимания: посторонние предметы в салоне. Бывали случаи, когда в бардачках или под сиденьями находили запрещённые вещества, оружие, документы.

Если подобное найдут после вашей аренды, доказывать непричастность придётся именно вам. Поэтому, как говорит Васильев, осмотр машины должен включать не только внешний вид, но и проверку салона.

"Обязательно нужно проверить все карманы, бардачки, всё, что находится внутри автомобиля, — сказал он. — Для того, чтобы потом не оказаться заложником ситуации с какими-нибудь предметами или веществами, которые внезапно кто-нибудь там обнаружит".

Напоследок автоэксперт дал чёткую рекомендацию о том, как правильно фиксировать уже имеющиеся повреждения, чтобы потом не пришлось спорить, что "это было до меня".

"Лучше, да, чем больше будет фотографий детальных, при разрешении которых позволяет понять характер повреждения, тем лучше, — советует автоэксперт. — Причём обязательно при фотографировании такого рода повреждений охватывать не только повреждение, но и часть кузова автомобиля, чтоб можно было однозначно идентифицировать место этого повреждения".

Накануне в СМИ появилась информация, что клиенты каршерингового сервиса BelkaCar начали массово жаловаться на неправомерные штрафы. Пользователи заявляли, что им предъявляли требования об оплате ущерба за ДТП, которых на самом деле не было, при этом в качестве доказательств предоставлялись спорные или неактуальные фотографии. В одном из случаев семья из Красногорска получила от компании уведомление о штрафе в размере 20 тысяч рублей за якобы повреждённый автомобиль, невзирая на то, что BelkaCar сам ранее направил снимки машины без повреждений. Аналогичные эпизоды были зафиксированы в Санкт-Петербурге, где клиенты также сталкивались с доначислениями за повреждения, появившиеся уже после окончания аренды. В отдельных случаях сумма штрафов доходила до 150 тысяч рублей. По одной из ситуаций начата полицейская проверка.

Ранее журналисты NewsInfo.Ru сообщали, что после публикации материала о спорной зоне окончания аренды возле ТЦ "Глобус" в Коммунарке, вызвавшего широкий общественный резонанс, сервис "Делимобиль" без объяснений удалил этот участок с карты приложения. Эта парковка у гипермаркета отображалась как доступная для окончания аренды, невзирая на то, что находилась за шлагбаумом и была платной — что противоречит правилам компании. Эта нестыковка между интерфейсом и договором поставила водителей в юридически уязвимое положение: карта позволяла, а поддержка выписывала штраф. После огласки "зелёная зона" исчезла с карты — закончить аренду там больше нельзя. Официального комментария сервис не дал.

Источник: NEWSINFO.RU