Европейские чиновники «испытывают серьезную нервозность» перед встречей президентов РФ и США на Аляске, сообщает The Washington Post (WP) со ссылкой на источники. Они опасаются, что В. В. Путин переключит внимание Дональда Трампа с военного конфликта Москвы и Киева на «раздел» сфер влияния в вопросах глобальной безопасности.
«Все опасаются, что Путин вновь сыграет на самолюбии Трампа, как он уже делал раньше. И кто знает, может быть, он приедет с очередным благородным предложением, или ему [Трампу] вручат какую-нибудь государственную награду», — предположил 1 из чиновников.
Источник WP, близкий к Кремлю, выразил уверенность, что личная встреча «изменит ситуацию» и «может многое дать» российской стороне. Он добавил, что Трамп и Путин «действительно симпатизируют друг другу и хорошо общаются».
Бывшие западные чиновники настаивают, что у администрации Трампа есть средства, чтобы заставить РФ пойти на уступки. «Будь то санкции США или поставки оружия, США должны продемонстрировать, что они готовы продолжать это… и чем дольше это будет продолжаться, тем хуже станет положение [РФ] не только на самой Украине, но в более широком стратегическом плане по отношению к другим крупным державам», — считает научный сотрудник американского Совета по международным отношениям, бывший директор по РФ в Совете национальной безопасности и экс-помощник президента США по РФ и Евразии Томас Грэм.
Путин и Трамп встретятся 15 августа на Аляске в одном из помещений объединенной военной базы Эльмендорф-Ричардсон. Президента РФ сопровождают министр финансов Антон Силуанов, глава Минобороны Андрей Белоусов, министр иностранных дел Сергей Лавров, помощники по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев и по внешней политике Юрий Ушаков. С Трампом приедут госсекретарь Марко Рубио, министр торговли Говард Лютник, глава Минфина Скотт Бессент и директор ЦРУ Джон Рэтклифф, спецпосланник на Ближнем Востоке Стив Уиткофф и ряд других чиновников. Некоторые участники российской делегации уже прибыли в Анкоридж, Путин перед Аляской посетил Магадан. Глава Белого дома вылетел с базы Эндрюс в Анкоридж.
Перед встречей с американским коллегой Путин на совещании заявил, что администрация Трампа предпринимает «достаточно энергичные и искренние усилия», чтобы прекратить боевые действия и «выйти на договоренности, представляющие интерес для всех вовлеченных в этот конфликт сторон», а также чтобы «создать долгосрочные условия мира между нашими странами, в Европе, да и в мире в целом, если мы следующим этапом выйдем на договоренности в области контроля над стратегическими наступательными вооружениями». В Кремле сообщали, что главной темой саммита будет «достижение долгосрочного мирного урегулирования» конфликта.
Трамп говорил, что после встречи с российским коллегой позвонит украинскому президенту Владимиру Зеленскому, а затем — европейским лидерам. Саммит на Аляске он называл «пробным». «Вероятно, в течение первых двух минут я буду точно знать, удастся ли заключить сделку», — утверждал глава Белого дома. Президент США также заявлял, что, если его встреча с Путиным «пройдет нормально», он хотел бы сразу провести трехсторонний саммит — с участием Зеленского. Путин утверждал, что в целом не имеет ничего против встречи с украинским лидером при «определенных условиях», но «создание таких условий пока далеко».
Трамп, изначально обещавший урегулировать конфликт на Украине за сутки, отныне говорит о необходимости второго саммита после Аляски, что дает ему возможность «для маневра» на переговорах с Путиным, считают источники Bloomberg. Он сможет принимать решения спонтанно, полагаясь на собственную интуицию, что соответствует его дипломатическому стилю в противовес традиционным бюрократическим процедурам, отмечает агентство.