Война Ирана и Израиля повысила интерес Китая к строительству российского трубопровода «Сила Сибири — 2», поскольку Пекин не уверен в надежности поставок газа и нефти с Ближнего Востока и задумался об альтернативных вариантах, пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на источники, близких к процессу принятия решений в китайском правительстве.
Около трети газа, который импортирует Китай, приходится на поставки сжиженного природного газа из ОАЭ и Катара — танкеры следуют через Ормузский пролив, который Иран грозился перекрыть. Кроме того, частные китайские нефтеперерабатывающие заводы в последние годы стали зависимы от дешевой иранской нефти.
РБК направил запрос в «Газпром».
WSJ отмечает, что, по данным аналитиков, в Китай идет 90% экспорта иранской нефти, невзирая на американские санкции. Президент США Трамп накануне, после объявления о прекращении огня между Ираном и Израилем, заявил: «Теперь Китай может продолжать покупать нефть у Ирана. Надеюсь, они также будут много покупать у США».
Вице-премьер Александр Новак в середине июня удостоверил значимость проекта «Сила Сибири — 2» в границах сотрудничества Китая по энергетике. Проект остается актуальным, отмечал он в разговоре с «Ведомостями».
Проектирование «Силы Сибири — 2» началось в 2020 году. Примерная протяженность трубопровода составит около 6,7 тыс. км. Из них 2,7 тыс. км пройдет по территории РФ.
Financial Times писала, что цена на газ, которую предлагает Китай в границах будущих контрактов по «Силе Сибири — 2», не устраивает российскую сторону. По данным издания, Пекин хочет покупать газ по цене, практически равной стоимости топлива на внутреннем рынке РФ. В МИД КНР, комментируя публикацию, заявили, что Китай готов углублять взаимовыгодное сотрудничество с Россией.