Яндекс запустит рекомендации на основе генеративных моделей

Источник: BFM.RU (Деловые новости) | Дата: 1 неделя назад

Такая технология видит связи между действиями человека так же, как большущая языковая модель видит связи между словами в предложении. Она может улавливать контекст и изменения вкуса и предугадывать намерения

Искусственный интеллект рекомендует. «Яндекс» запускает в своих сервисах рекомендации нового поколения — на основе генеративных моделей. В компании отмечают, что такая технически сложная задача под силу только нескольким компаниям в мире — вроде Google и Netflix. Почему генеративные модели могут изменить формат взаимодействия человека с сервисами и подход к аналитике? И насколько большущих ресурсов требует их внедрение?

Особенность новейших рекомендательных систем, которые заработали в «Яндекс Музыке» и «Маркете» — в алгоритмах, которые там используются. Грубо говоря, это технология, которая видит связи между действиями человека так же, как большущая языковая модель видит связи между словами в предложении. Она может улавливать контекст и изменения вкуса — и предугадывать намерения. Например, утром вы слушаете музыку одного жанра — генеративная модель может это понять и предлагать утром такие треки. Как это будет выглядеть на практике, предположил генеральный директор «А-Я эксперт», старший преподаватель кафедры «Кибернетика» НИЯУ МИФИ Роман Душкин:

Роман Душкин гендиректор компании-разработчика искусственного интеллекта «А-Я эксперт» «Вот я покупаю книги. Мне нравится твёрдая научная фантастика. Я купил последние, допустим, 10 книг. Все эти 10 книг попали в некий список, и в этот список попадает фамилия автора, название книги, аннотация к этой книге. Возможно, ещё какие-то дополнительные поля типа жанр, теги, количество страниц, потому что, например, мне очень нравится читать очень толстые книги. Когда вот я не знаю, что почитать, и вот я спрашиваю, что бы мне почитать. И в этот момент включается этот советчик, который берет всю мою историю книг, купленных и прочитанных, кстати, прочитанных тоже. Если я, например, рецензии на книги пишу, информация конкретно обо мне как пользователе кладётся в контекст большущий языковой модели, она с этим контекстом начинает работать и предлагает, допустим, 5 наиболее релевантных книг, которые я могу прочитать. Тут же система проверит, не читал ли я их ещё — тогда, когда давно, возможно, такой подход будет прям очень прикольный, а может и нет».

Как говорят в «Яндексе», качество рекомендательных алгоритмов в последние годы практически не прогрессировало. Теперь получается: хотите улучшений — внедряйте генеративные модели. Но на это нужны ресурсы, причем большущими — как у компании масштаба Google и Netflix, рассказал Бизнес ФМ начальник рекомендательных технологий «Яндекса» Николай Савушкин:

Николай Савушкин начальник рекомендательных технологий «Яндекса» «Действительно, для обучения моделей такого размера требуются десятки или сотни видеокарт. И всего несколько компа...