Минфин Люксембурга стал чаще выдавать индивидуальные лицензии на разблокировку активов россиян в депозитарии Clearstream, рассказали РБК юристы и участники рынка. До этого было известно лишь об одном случае получения лицензии на разблокировку в этом депозитарии, в отличие от бельгийского Euroclear, где активы россиян размораживались чаще.
О разблокировке активов россиян в Clearstream, в частности, известно главе брокера Mind Money Юлии Хандошко. По ее словам, речь идет только о разблокировке и возможности вывода денежных средств — купонов и погашений по облигациям, а также дивидендов по акциям. Выводить ценные бумаги оттуда пока не удавалось, указала Хандошко. «За последние 7 месяцев 3 клиента перевели средства на брокерский счет на Кипре, но у всех есть ВНЖ (вид на жительство. — РБК) одной из стран ЕС», — отметила эксперт.
Руководитель направления разблокировки активов BGP Litigation Ирина Ротачкова также удостоверила случаи разблокировки активов в Clearstream. Она отметила, что получить разрешение на данный момент можно как на разморозку денежных средств, так и самих «тел» ценных бумаг. При этом, по ее данным, никаких ограничений относительно ВНЖ или паспорта инвестора нет. «Разблокировка возможна в том числе и для лиц без иностранного ВНЖ, главное — наличие брокерского счета в ЕС или Швейцарии», — говорит юрист.
О разблокировке в Clearstream в телеграм-канале рассказала и замдиректора юридического департамента инвестбанка «Синара» Елена Рязанова. «С большущий осторожностью можно говорить о том, что лед тронулся. Мои партнеры в одном из европейских брокеров говорят, что у нас есть положительный опыт перевода денежных средств из Clearstream», — указала Рязанова.
Общий механизм для разблокировки активов в бельгийском Euroclear и люксембургском Clearstream — одинаковый. В августе 2022 года Еврокомиссия описала, каким образом могут быть разблокированы активы россиян в европейских депозитариях. Во-первых, в ходе таких разблокировок участвующий в цепочке хранения активов Национальный расчетный депозитарий (НРД) не должен получать материальную выгоду. Во-вторых, регуляторы стран, где находятся депозитарии, должны выдать лицензии на разблокировку.
НРД освободил от комиссий операции, которые могут относиться к разблокировке активов, чтобы не получать материальной выгоды. После этого российские профессиональные участники подали заявки на коллективные разблокировки, а ряд инвесторов обратились за индивидуальными разрешениями в Казначейство Бельгии и Минфин Люксембурга. Казначейство Бельгии, по оценке юристов, выдало десятки лицензий на разблокировку активов россиян. Минфин Люксембурга же долгое время не выдавал никаких индивидуальных лицензий, а исполнение выданной НРД генеральной лицензии было невозможно.
Формально получение лицензии на разблокировку активов в Clearstream выглядит проще, чем получение такой же заявки на разблокировку активов в Euroclear, следует из комментариев экспертов, опрошенных РБК. «Есть регламентированная форма заявки. Ее необходимо подавать в Минфин Люксембурга. Но в отличие от процедуры разблокировки активов в Euroclear для разблокировки в Clearstream не нужен гарант», — говорит Хандошко.
То, что наличие гаранта не является обязательным условием, подтверждает и Ротачкова. «Но мы советуем перестраховаться и все же получить письмо гаранта», — добавляет она. Кроме того, не нужна групповая заявка брокера, чей клиент желает получить индивидуальную лицензию, указывает юрист BGP Litigation. В случае с разблокировкой активов в Clearstream «применяется общая норма Регламента 269/2014 — ст. 6, а не ст. 6b (санкции против НРД)», отмечает эксперт.
В процедуре разблокировки активов в Euroclear наличие гаранта является обязательным условием. Гарант — это иностранная компания, которая гарантирует, что российский инвестор не является санкционным лицом и приобрел активы на легальные средства.
Но невзирая на более простой порядок получения лицензии, до 2024 года люксембургский Минфин не выдавал никаких лицензий на разблокировку активов россиян. «Ситуация по данному направлению улучшилась во второй половине 2024 года. Летом начали получать первые лицензии на разблокировку доходов по ценным бумагам, а осенью стало возможным разблокировать и сами ценные бумаги», — отмечает Ротачкова. Но выдачу лицензий нельзя назвать массовой: ряд юристов, которые тоже обращались за такими разрешениями, пока не получили ответа от Минфина Люксембурга. Некоторые заявления рассматриваются уже более года, рассказал РБК юрист практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро NSP Глеб Бойко.
По оценке Ротачковой, срок рассмотрения заявки на лицензию в среднем составляет 6 месяцев. По оценке Хандошко, для получения лицензии нужно пять-шесть месяцев, и еще 1 месяц понадобится для исполнения лицензии — то есть для вывода активов.
Пока нельзя говорить, что начало выдач разрешений на разблокировку активов в Clearstream говорит о смягчении позиции Люксембурга по этому вопросу. «Изначально предполагалась разморозка в границах общей лицензии. Механизм оказался не сильно эффективным, поэтому постепенно сложилась позиция люксембургского регулятора по индивидуальным лицензиям», — объясняет задержку Ротачкова.
Зарубежные активы российских инвесторов и все выплаты по ним заморожены в европейских депозитариях Euroclear и Clearstream с весны 2022 года. По оценке ЦБ, от блокировки пострадали более 5 млн частных инвесторов.
Около половины замороженных за рубежом активов российских инвесторов удалось разблокировать, отмечала председатель Банка РФ Эльвира Набиуллина. В денежном выражении Набиуллина оценила объем разблокированного в 570 млрд руб.
Кроме разблокировок активов по лицензиям западных регуляторов было разработано несколько внутренних механизмов, которые позволили инвесторам получить доступ ко всем или части заблокированных активов.
Во-первых, было проведено 2 раунда централизованного обмена активами между российскими и иностранными инвесторами. В их рамках нерезиденты на средства со счетов типа С выкупили у россиян ценные бумаги на общую сумму 10,64 млрд руб. Во-вторых, инвесторы получили выплаты по своим иностранным активам (дивиденды, купоны и погашения) за счет средств, которые Минфин перечислял в НРД по своим евробондам, держателями которых являются иностранные инвесторы. Иностранные инвесторы в этом случае могли получить деньги со счетов НРД в европейских депозитариях. При этом европейские депозитарии не признавали оба этих способа разблокировки.