Один небольшой механизм — и столько недосказанностей. На торце задней двери вашего автомобиля есть небольшой переключатель, который практически никто не замечает. Он не привлекает внимания, не блистает дизайном и не мигает лампочками. Но его задача может спасти жизнь.
В отличие от системных электронных блокировок, скрытый шпингалет — это механический элемент безопасности. Он встроен практически в каждую современную машину, и его основное назначение — заблокировать возможность открытия задней двери изнутри. Причём сам механизм находится в таком месте, куда просто так не дотянуться — чтобы им не могли воспользоваться дети или животные. Располагается он чаще всего на торце задних дверей, что делает его практически незаметным при обычной эксплуатации.
"Этот замок спроектирован не просто так — его основная задача заключается в обеспечении безопасности при перевозке детей или животных. Когда он активирован, открыть дверь изнутри невозможно", — объясняет директор одного из российских автосалонов в беседе с порталом naavtotrasse.ru.
Ситуации, когда ребёнок или домашний питомец случайно открывают дверь на ходу, уже происходили. И последствия, увы, порой бывают трагичными. На высоких скоростях водитель не может контролировать, что происходит на заднем сиденье. А 1 неловкий жест — и дверь распахивается. Именно такие инциденты и побудили автопроизводителей внедрять скрытые блокираторы.
Интересно, что этот механизм работает независимо от центрального замка. Он действует автономно, без участия электроники, что делает его особенно надёжным даже при отказе электрических систем.
Главная причина — банальное игнорирование технической документации. Большинство водителей не заглядывают в руководство по эксплуатации даже после покупки автомобиля. Надеются на интернет: мол, всё найду в сети. Но если ты не знаешь, как именно называется та самая "штучка на двери", то и поисковый запрос сформулировать корректно сложно. А значит, и ответа не найдёшь.
"Техническое описание — это не формальность, а реальный источник полезной информации. Особенно в первые месяцы эксплуатации", — подчёркивает эксперт.
Управление блокиратором элементарное. Обычно достаточно поворотного движения с помощью ключа от машины или простой плоской отвёртки. В некоторых моделях — крестовой. Вращаешь по часовой стрелке — активировал, в обратную сторону — отключил. Но делать это нужно аккуратно: механизм пластиковый, и чрезмерное усилие может повредить его.
Важно помнить: после активации замок блокирует дверь только изнутри. Снаружи она продолжит открываться как обычно. Это сделано специально, чтобы взрослые могли при необходимости шустро открыть дверь снаружи.
Если всё же механизм сломался — самостоятельно разблокировать дверь будет сложно. Придётся снимать обшивку или ехать в сервис. Так что лучше не доводить до поломки и обращаться с переключателем бережно.
Подобные блокираторы появились ещё в 1980-х годах, но стали обязательными в большинстве стран только в 2000-х.
В некоторых премиальных моделях их делают электронными, но принцип действия остаётся тем же.
В японских автомобилях замок может быть скрыт под небольшим пластиковым колпачком, а в американских — снабжён пиктограммой в виде замка.