Закон о запрете цензуры в СССР приняли 35 лет назад

Источник: MAIL.RU (Картина Дня) | Дата: 1 день назад

Безусловный партийный контроль над прессой и культурой была столпом советской власти, без которого она не мыслила свое существование. Когда однажды при Брежневе встал вопрос об отмене цензуры, дальновидный товарищ Суслов сказал: «От отмены цензуры в Чехословакии до ввода наших танков прошел год. Чьи танки и когда мы будем вводить в Москву?». Он не ошибся. В 1990 году приняли новейший закон о печати, который окончательно уничтожил «царство лжи» и открыл людям глаза на то, в какой стране они живут. Но вместе с отменой цензуры рухнул и весь Советский Союз.

Безусловный партийный контроль над прессой и культурой была столпом советской власти, без которого она не мыслила свое существование. Когда однажды при Брежневе встал вопрос об отмене цензуры, дальновидный товарищ Суслов сказал: «От отмены цензуры в Чехословакии до ввода наших танков прошел год. Чьи танки и когда мы будем вводить в Москву?». Он не ошибся. В 1990 году приняли новейший закон о печати, который окончательно уничтожил «царство лжи» и открыл людям глаза на то, в какой стране они живут. Но вместе с отменой цензуры рухнул и весь Советский Союз.

Газеты должны быть предсказуемыми.

Цензура была одним из главных атрибутов советской общественной жизни эпохи застоя. После свержения Никиты Хрущева в 1964 году, Политбюро во главе с Леонидом Брежневым отказалось от всех планов по введению в стране свободы печати.

Все острые углы, вскрытые в хрущевскую Оттепель, вроде правды о сталинских репрессиях — «сгладили напильником». Согласно новой идеологической доктрине, Сталин был автором великих свершений, хоть и перегнул с жесткими методами и культом личности. В кино отныне его изображали кем-то вроде вежливого пожилого кавказского интеллигента или восточного мудреца на троне, — образ не имел ничего общего с реальностью, поскольку подлинный Сталин в приватном общении напротив был груб, прямолинеен и не пытался умничать.

На все, что было яркого, вроде поэтов-шестидесятников и авангардного искусства, — накинули покрывало. Искусство должно было быть «нормальным» по форме и оптимистичным по настрою: показывать, как хорошо людям жить в СССР, и что дальше они будут жить еще лучше. Писатели и режиссеры должны были прославлять подвиги комсомольцев в Гражданскую войну и рассказывать о борьбе советских партизан в немецком тылу, не перегибая с ужасами и жестокостью.

Цензоры тщательно выискивали в любых материалах не то, что критику СССР, а любые намеки и иносказательные фразы, которые читатель мог интерпретировать как крамолу.

Например, в «Обитаемый остров» Стругацких внесли около 800 правок, поскольку цензорам фашистское государство «Неизвестных отцов» напоминало СССР. Главный идеолог КПСС, товарищ Суслов, пытался запретить выход фильма «Семнадцать мгновений весны» за то, что в нем «не показан подвиг советского народа в войне». Лишь глава КГБ Юрий Андропов не дал запретить фильм, ответив, что не мог же в...