Кажется, вы все делаете правильно: откручиваете старый фильтр, бережно заливаете немного масла в новейший и только потом устанавливаете его на двигатель. Знакомая сцена, правда? Этот ритуал прочно укоренился среди водителей, особенно с опытом, но есть ли в нем реальный смысл или это просто автомеханический фольклор?
Давайте разберемся — и кое-что может вас удивить.
Обычай предварительно заливать масло в фильтр появился не на пустом месте. Масляные фильтры одноразового типа, как мы их знаем сегодня, начали массово использоваться в СССР примерно полвека назад. Тогда моторные масла отличались большей вязкостью, а насосы не блистали мощностью. Маслу требовалось значительное время, чтобы достичь всех нужных точек двигателя, особенно через только что установленный пустой фильтр. В этот момент и возникала опасность кратковременного масляного голодания двигателя.
Для тех времён это действительно было разумным решением.
Современные моторные масла — более текучие, с улучшенными прокачивающими свойствами. Масляные насосы также стали производительнее, и система смазки выходит на рабочий режим практически сразу после запуска. Это делает идею с "заливкой в фильтр" скорее ностальгической, чем действительно необходимой.
Кроме того, важен и сам способ установки фильтра. Только некоторые модели двигателей позволяют устанавливать фильтр в вертикальном положении — отверстием вверх. Большинство же современных моторов предполагают либо горизонтальный монтаж, либо под углом. В таких случаях при попытке залить масло часть его неизбежно выльется, загрязнив двигатель, руки и всё вокруг. А если фильтр крепится "вверх дном" — как стакан — это и вовсе становится невозможной задачей.
Многие водители обращают внимание на пиктограмму маслёнки, изображённую на корпусе фильтра. Логично предположить, что это символ залива масла. Но на самом деле он означает совсем другое: перед установкой фильтра необходимо смазать резиновое уплотнительное кольцо. Это облегчает как установку, так и последующую замену фильтра.
Инструкции, прилагаемые к фильтрам, также не содержат рекомендаций по их предварительной заливке. Более того, ни 1 автопроизводитель — ни в документации на старые модели, ни в современных технических рекомендациях — не настаивает на этом.
Существует лишь одно частное исключение: если вы точно знаете, что фильтр устанавливается резьбовым отверстием вверх, можно действительно залить в него масло. Тогда его не нужно будет доливать после запуска мотора — масло останется внутри. Но даже в этом случае нужно быть аккуратным.
Обычно после замены масла водитель запускает двигатель, ждёт, когда погаснет индикатор давления, затем глушит мотор и проверяет уровень масла щупом. Небольшое количество масла уходит в фильтр, поэтому уровень нужно довести до нормы, чтобы двигатель не работал "на сухую". Особенно это критично для машин с повышенным расходом масла — масложором. Несвоевременная доливка в таком случае может привести к серьёзным повреждениям.
Правда в том, что заливать масло в фильтр — это не вредно, но и не нужно. При горизонтальной или угловой установке фильтра вся эта процедура теряет смысл. Вы лишь тратите масло, время и силы. А если неудачно прольете — ещё и получите грязные пятна под капотом и на полу.
Гораздо важнее другое: регулярно менять масло, использовать только проверенные масла и фильтры от надёжных брендов, не затягивать с техническим обслуживанием. Это и будет подлинной заботой о двигателе.