Можно ли доверить свою жизнь машине? Особенно когда речь идёт о шоу, где ставка — не просто успех, а здоровье и даже жизнь артистов. Эдгард Запашный, народный артист РФ и генеральный директор Большого Московского цирка, уверен: внедрение роботов и искусственного интеллекта в цирковое искусство — игра с огнём.
Запашный не просто выражает опасения — он видит реальную угрозу. В интервью ТАСС он предостерёг: использовать ИИ в цирке без строгого контроля недопустимо. И дело вовсе не в техническом консерватизме или страхе перед прогрессом. По его мнению, технологии должны помогать, а не подменять человека — особенно в сферах, где ошибка может стоить слишком дорого.
В качестве примера артист привёл номер своего брата, Аскольда Запашного, с парным жонглированием под названием "Клик". Зрелищность этого выступления обеспечивается не только мастерством артистов, но и… промышленной роботизированной рукой. Многотонный механизм переносит воздушную гимнастку прямо во время шоу. Звучит впечатляюще, но за кулисами — напряжение, которое не видно зрителю.
"Возникают плохие мысли: какой сбой программы может произойти, успеем ли мы среагировать, если вдруг робот даст сбой? Или какой-то вирус попадет в программное обеспечение, и что из этого может выйти?" — делится своими опасениями Запашный.
Его тревога не голословна. В истории уже были случаи, когда промышленные роботы выходили из строя, причиняя вред людям. Например, по данным Международной организации труда, за последние 10 лет зафиксировано более 60 инцидентов с участием роботов на производстве, часть из которых закончилась летально.
Запашный подчёркивает: он отвечает за безопасность всей своей труппы. Поэтому подход к инновациям должен быть максимально взвешенным. В его системе координат роботы — это скорее вспомогательный инструмент, чем полноправный участник представления.
"Я бы лучше видел робота, продающего мороженое или поднимающего людей с этажа на этаж, чем того, кто рискует жизнью артиста в номере", — говорит он.
Он подчёркивает, что цирк — это не просто технологическое шоу, а, в первую очередь, человеческое искусство. Здесь всё держится на интуиции, мгновенной реакции и многолетней подготовке. Машина, какой бы продвинутой она ни была, пока не способна заменить ни одного из этих элементов.