Петров пост начинается 16 июня. Накануне поста корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с большим другом нашей редакции епископом Козельским и Людиновским Макарием.
Петров пост начинается 16 июня. Накануне поста корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с большим другом нашей редакции епископом Козельским и Людиновским Макарием.
Повод для разговора с архиереем был необычным и касался вроде бы «далеких от нас Палестин» — Америки. Но обсуждали мы не участие высших лиц США в урегулировании украинского конфликта, а другое явление: в США растет число мужчин, принимающих православие: об этом пишет американская пресса, тренд не без изумления отмечают социологи и сами священники.
— Владыка Макарий, знаю, что вы в Америке бывали, и не раз. Вам знакома эта тенденция, или тренд? Что может за этим стоять? Почему вдруг люди осознанно выбирают ортодоксальную церковь? Кстати, вас не задевает это определение?
— В основе жизни христиан всегда присутствовали и нравственная чистота, и определенная строгость, обусловленные обязательным соблюдением заповедей. А богословие протестантское (протестантизм — крупнейшее направление христианства в США. — «ВМ»), к сожалению, пошло по пути отрицания как традиций веры — богослужения, почитания икон, так и по пути «нравственного релятивизма» — возможности вольного истолкования канонов Церкви, которые четко определяют нравственные границы. Оно следует за тем, что происходит в современном мире — включая отношение к вопросам пола, всякие гендерные новации, которые мы воспринимаем как банальный разврат. А они считают, что это — развитие богословия. В нашей традиции, напротив, важно сохранение и богословских понятий отношений с Богом, и нравственных понятий — в тех основах, которые неизменны во все времена, какую эпоху ни возьми. В этом смысле наша церковная позиция неизменна и строга, она опирается на каноны.
Теперь об ортодоксах. В английском языке православная вера называется orthodox faith (ортодокс фэйф). А католическая — catholic (католик). Так что для них мы, как говорится, ортодоксы по определению. Русские, которые уехали из страны и примкнули к РПЦЗ, становились членами достаточно закрытых общин. Кроме того, в США с 1970 года существует еще и Православная церковь в Америке, получившая автокефалию от Русской церкви, к ней относятся в том числе и приходы на Аляске, в которых сохраняется преемственность традиций еще со времен первых православных миссионеров, прибывших туда в конце XVIII века. И переходы в нее из протестантов начались не сейчас, а еще в 1980−1890-е годы. А на Аляске есть община под названием «Академия Святого Иннокентия», она в свое время была основана священником Паисием Делуччи, бывшим хиппи и протестантом, который перешел в православие и посвятил свою жизнь тому, чтобы приводить к вере молодых американцев, наркоманов и проституток. Они нашли в этой общине спасение от греха и самоуничтожения. Так что тенденция, о кот...