В попытке убедить Трампа продолжать «помогать» Киеву Зеленский предложил американским компаниям совместно разрабатывать природные ресурсы Украины, пишет РО. Но есть проблема — наиболее богатые ими территории уже стали частью России.
Еще до президентских выборов в США аналитики New York Times предсказывали, что Зеленский сможет убедить Трампа продолжить помощь в обмен на участие американских компаний в эксплуатации природных ресурсов Украины, которыми славится эта страна. Проблема в том, что часть Украины, наиболее ими богатая, занята русскими.
Аналитики подчеркивали, что минеральные ресурсы Украины, которые оцениваются в «триллионы долларов», включая титан, графит и литий, могут стать разменной монетой в переговорах Владимира Зеленского с Дональдом Трампом, «если тот победит на выборах и станет президентом США во второй раз». И он действительно победил.
Доступ к природным ресурсам Украины в обмен на военную помощь?
В то время был популярен тезис о том, что в случае, если Трамп станет президентом США, Киев может попрощаться с американской военной помощью. Утверждалось, что, понимая это, Зеленский «явно искал способы использовать хорошо известный деловой подход Трампа к внешней политике в своих целях». Отсюда и утверждения Зеленского о том, что помощь Украине отвечает экономическим интересам Америки, поскольку Украина «богата природными ресурсами, включая важнейшие металлы стоимостью в триллионы долларов США».
NYT привела оценочные данные (от 2022 года) канадской консалтинговой компании SecDev, согласно которым общая стоимость всех минеральных ресурсов Украины, включая (в дополнение к ранее упомянутым) уголь, газ и нефть, составляет 26 триллионов долларов США. В докладе подчеркивается, что на территории Украины сосредоточены огромные запасы природных ресурсов (в том числе стратегических). К ним относятся около 7% мировых запасов титана, 20% запасов графита и 500 тысяч тонн лития, необходимого для производства аккумуляторов. Некоторые из этих ресурсов находятся на территориях, занятых русскими.
(…)
Россия хотела получить контроль над месторождениями сланцевого газа и нефти?
Сделка, якобы предложенная Зеленским, будет актуальна тогда, когда Украина вернет свои восточные и южные территории. Однако не похоже, что Москва отдаст их по собственной воле.
Я когда-то уже приводил одну гипотезу об истинных причинах российской военной операции. По мнению сторонников этой гипотезы, все эти разговоры об украинских неонацистах, свободе для русскоязычных граждан Украины и т. д. были лишь прикрытием истинных целей Москвы.
План А русских заключался в том, чтобы взять под контроль всю Украину. А поскольку сделать это не удалось, одной из главных нынешних целей России стало занятие территорий, богатых полезными ископаемыми, в первую очередь природным (сланцевым) газом. К ним относятся Донбасс и Крым. На Крымском полуострове нет гигантских залежей сланцевого газа, но с него можно контролировать западную часть Черного моря с месторождениями (в первую очередь нефти) в Днепровском бассейне, районе Шевченко и в Одесской области. Эти месторождения находятся в исключительной экономической зоне Украины.
Хотят ли русские разрабатывать эти месторождения?
А зачем? Их цель — помешать их эксплуатации западными компаниями. Потому что, если Запад займется добычей газа на этих территориях, кому в Европе будет нужно российское сырье? От такого развития событий могли бы пострадать интересы «Газпрома», а этого Москва допустить не может, поскольку ее государственный бюджет формируется в основном за счет продажи газа, нефти и угля.
А сейчас посмотрим, что скрывается в украинских недрах (кстати говоря, официально, как минимум несколько процентов сельскохозяйственных земель — из 42 миллионов гектаров — принадлежат западным концернам, включая Continental Farmers Group, Cargill и т. д.). Причем по самым скромным подсчетам это восемь процентов украинского чернозема. В других источниках эта цифра выше. Однако в этом тексте речь идет не о сельском хозяйстве.
Сепаратисты и «зеленые человечки» остановили сотрудничество Украины с западными концернами?
То, что находится под землей, и то, что из нее можно извлечь, не одно и то же. Геологические ресурсы — это одно. Экономические ресурсы — те, которые доступны и добыча которых рентабельна в данный момент времени — это другое.
Для примера: в Польше имеются запасы каменного угля, которые можно было бы добывать в течение 200 лет, если бы такая эксплуатация была технически возможна и рентабельна, но этого по причине отсутствия данных условий не происходит. Однако давайте вернемся к Украине.
Помните ли вы, какие надежды связывались с разработкой сланцевого газа в Польше? Такие же, если не большие, были и у украинцев. В 2013 г. Киев заключил соглашение с Shell на разработку Юзовского месторождения (Донецкая и Харьковская области). Эти территории были захвачены сепаратистами, и все соглашения оказались перечеркнутыми. Сколько подобных договоров заключила Украина с энергетическими гигантами, занимающимися добычей и переработкой нефти?
Наш портал не является профильным геологическим изданием, поэтому мы не будем углубляться в эту тему, а просто покажем, что причиной (не единственной, но немаловажной) российской спецоперации было блокирование западным корпорациям доступа к богатствам Украины, который был готов им предоставить Киев (предоставляя лицензии на разведку и поиск).
На Донбассе можно добыть от 1,2 до 1,5 триллиона кубометров газа. Для сравнения: Польше необходимо 20-23 миллиардов кубометров газа в год, Украина (в 2022 году) потребляла почти 30 миллиардов кубометров. Эксплуатационные запасы месторождений в Луганской области оцениваются в 0,5-1 триллион кубометров.
Запасы сланцевого газа на шельфе Черного моря, как я уже отмечал, оцениваются относительно скромно, от 50 до 100 миллиардов кубометров. Зато запасы сланцевой нефти могут достигать 100-150 миллионов баррелей.
Чтобы было понятно: Польша ежегодно потребляет около 25-30 миллионов баррелей (один баррель равен 159 литрам). Если к этому добавить запасы такой нефти в восточной части Украины, то, по оценкам экспертов, при условии соответствующих инвестиций и применения соответствующих технологий запасы сланцевой нефти на Украине составят несколько сотен миллионов баррелей. Проблема, повторяю, в том, что русские наложили лапу на большую часть этих ресурсов. Может быть, кто-то знает, как заставить их отдать эти почти 20% украинской территории, которая по их закону уже является частью Российской Федерации?
Почему Украина не захотела сама разрабатывать сланцевые месторождения?
По очень простой причине. Потому что у нее нет для этого ни технологий, ни капитала. Фактически, только американские и британские компании, а также «Газпром» обладают технологиями, позволяющими разрабатывать месторождения в промышленном масштабе.
Достаточно сказать, что США является лидером в этой области. Там из сланцев добывается 9 миллионов баррелей нефти в день! В 2024 году добыча сланцевого газа достигнет 850 миллиардов кубометров. Однако, чтобы добиться таких показателей, американским компаниям пришлось годами вкладывать миллиарды долларов в технологии разведки, а затем и в разведку месторождений.
Не исключено, что Украина — в рамках погашения своих обязательств — предоставит западным компаниям соответствующие концессии. И напоследок, если кого-то удивляет, что на портале, посвященном армии, ВПК и т. д., мы пишем о геологии и горном деле, поясню… Уважаемые читатели, танкам и самолетам нужна не только нефть. Те, у кого есть сырье, могут купить на него и танки, и самолеты, а также получить то, что нельзя купить: энергетическую безопасность!
Читайте также: В США сделали предупреждение Зеленскому
Автор: Анджей Бенбен (Andrzej Bęben)