Президент США Дональд Трамп издал указ о создании системы противоракетной обороны (ПРО).
Американский лидер назвал угрозу атаки гиперзвуковым оружием «самой катастрофической» и поручил главе Пентагона Питу Хегсету за 60 дней разработать проект «Железного купола Америки», который был бы похож на израильский.
Теоретически лишь Россия и Китай способны нанести такой удар по Штатам. Сможет ли «купол Трампа» защитить страну с такой большой площадью и пробьет ли «Орешник» этот щит в случае конфликта США с РФ — в материале NEWS.ru.
О каком «Железном куполе» мечтает Трамп
Глава государства напомнил, что США вышли из Договора о ПРО в 2002 году, после чего страна, по его мнению, слишком сильно сузила разработки в этой сфере — просто для того, чтобы купировать угрозы от «стран-изгоев» и от случайных запусков боевых ракет. Новый указ Трампа ссылается на аналогичный проект одного из его предшественников, президента Рональда Рейгана, о защите страны от ядерных атак. Трамп посетовал, что программу в 1980-х отменили до того, как ее цель была достигнута.
«За последние 40 лет угроза со стороны стратегического оружия следующего поколения не уменьшилась, а наоборот, стала более интенсивной», — отмечается в указе.
По мнению Трампа, за это время противники Вашингтона создали равные или почти равные системы доставки ракет следующего поколения и собственные объединенные ПВО-ПРО.
Глава Штатов требует прикрыть зонтиком ПРО всю территорию страны, которая в 431 раз больше площади еврейского государства. Согласно указу, необходимо разработать и развернуть средства ПРО, которые смогут поражать цели в космосе «на этапе взлета», и систему отслеживания пусков гиперзвукового оружия и баллистических ракет.
Чем «Железный купол» США будет отличаться от израильского
Бывший начальник Зенитно-ракетных войск (ЗРВ) Командования специального назначения ВВС Сергей Хатылев считает, что система ПРО США будет отличаться от «Железного купола» Израиля. «Во-первых, площадь Соединенных Штатов несопоставимо больше, чем у Израиля. Во-вторых, система ПРО США будет нацелена на противодействие стратегическим ракетным вооружениям. „Железный купол“, в свою очередь, был нацелен на тактические ракеты, которые запускались из соседних стран», — пояснил NEWS.ru военный эксперт.
По его мнению, одна лишь система никак не поможет защитить США, также необходимы современные средства ПВО. Он напомнил об американских противоракетных комплексах «Тхад» (THAAD), «Иджис» (AEGIS) и «Патриот» (Patriot).
«С их помощью можно решать локальные задачи на театре военных действий. Но прикрыть всю территорию США? Понадобятся триллионы долларов вложений и десятки лет. Нужно произвести огромное количество зенитно-ракетных комплексов — и не только их. Нужна система ракетного предупреждения, противовоздушной и противокосмической обороны, разведки. В России это все объединено в одну систему, а у американцев — нет», — добавил Хатылев.
Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, предположил в беседе с NEWS.ru, что Трамп торопится, устанавливая срок в два месяца на воплощение идеи в жизнь.
«Собственно, даже сам израильский „купол“ не является непроницаемым, несмотря на малый размер еврейского государства. Но в США это потребует триллионы долларов, и все равно нереально. За 60 дней можно придумать, как это сделать, особенно, если дадут много денег на разработку проекта, но реализовать все равно будет невозможно», — считает аналитик.
По мнению Храмчихина, у «купола» Израиля совершенно другие цели: он предназначен сбивать реактивные снаряды, которые Америке точно не угрожают. «Не очень понятно, насколько „купол“ эффективен против ракет средней дальности. А американцам в первую очередь межконтинентальные ракеты угрожают. Соответственно, сравнивать тут особо нечего. Результаты работы „купола“ в Израиле более-менее ничего, но особых перспектив я не вижу», — предрек Храмчихин.
Смогут ли американские зенитчики сбить «Орешник»
Хатылев сомневается, что в случае конфликта РФ и США американская система ПРО-ПВО сможет сбить российский «Орешник».
«Как специалист могу сказать, что в указе Трампа — сумбур. Там непоследовательно упоминается то воздушная оборона, то ракетная опасность. Кроме того, нет ни одной фразы о стоимости проекта. А это гигантские суммы! На вооружение нужно будет принимать самые новые системы ПВО и ПРО, так как действующие устареют к моменту, когда единая структура будет создана», — считает Хатылев.
Экс-начальник ЗРВ напомнил, что у России на вооружении уже есть баллистические ракеты — гиперзвуковые и маневрирующие, в частности «Орешник».
«Эти комплексы не имеют заранее обозначенной точки прицеливания, поэтому могут поразить любой объект, поскольку летят по изменяемой траектории. Кроме того, наши ракеты стартуют не только с наземных полигонов. Есть и ракеты морского базирования, а также расположенные на стратегических бомбардировщиках. Если Россия в гипотетическом конфликте с США использует эти вооружения, то вероятность того, что их собьют, — не более 50%», — предположил Хатылев.
Что известно о системе ПРО США
В Штатах довольно разветвленная система ПРО. Существует наземный комплекс перехвата МБР на среднем участке траектории, известный как Ground-Based Midcourse Defense (GBMD). Помимо радиолокационной станции раннего предупреждения и сопровождения в него входят противоракеты шахтного базирования Ground-Based Interceptor (GBI).
Морской компонент американской ПРО состоит из эсминцев с корабельной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) Aegis и ракетами-перехватчиками. Суда с такой БИУС также могут обнаруживать и отслеживать межконтинентальные баллистические ракеты.
Комплекс THAAD предназначен для перехвата баллистических ракет малой и средней дальности внутри атмосферы или за ее пределами на конечном этапе полета.
Читайте также:
О чем говорила «ядерная пятерка» в Дубае: «Орешник» так напугал Запад?
США дадут Киеву термоядерную бомбу против «Орешника»? Чем ответит Белоусов
РФ готова ударить «Орешником»: какие объекты станут целями, влияние на СВО
Трамп ждет встречи с Путиным по Украине: когда и где переговоры, условия
Неожиданное решение Лукашенко: стало известно, где разместят «Орешник»