В эпоху феминизма женщины начали отказываться от откровенных нарядов, привлекающих внимание противоположного пола, в пользу стильных и комфортных образов. Однако нежелательное внимание со стороны мужчин — не единственная причина такой тенденции. Ученые доказали, что таким образом девушки зачастую стараются защититься от агрессии других девушек, которая возникает из-за конкуренции за потенциальных партнеров. Почему мир так и не справился с сексуализацией женского тела и для кого на самом деле наряжаются женщины — в материале «Ленты.ру».
В 2024 году блогерша с никнеймом cocochinelo провела эксперимент, в границах которого прошлась по улицам своего города в двух разных образах. Первый был призван привлечь мужчин и состоял из облегающего комбинезона с глубоким декольте. Второй же — стильная серая куртка с оверсайз-рубашкой, свободными брюками и бейсболкой — был выбран «для других женщин».
Свою прогулку девушка сняла на камеру, а затем опубликовала ролик в TikTok. Явно, что в первом наряде она получила множество восторженных взглядов от прохожих мужского пола. А когда блогерша провела несколько часов в мешковатой одежде, на нее никто не обратил внимания.
Так называемый male gaze (дословно — «мужской взгляд») десятки лет побуждал женщин отдавать предпочтение откровенной одежде, неудобной обуви и яркому макияжу. Впервые об этом явлении упомянула теоретик кино Лора Малви в 1975 году. Эксперт заметила, что большинство голливудских фильмов созданы для удовлетворения мужской скопофилии — удовольствия, возникающего при тайном разглядывании женского тела.
С развитием феминизма и постепенным увеличением количества женщин в индустрии медиа и кино появилось новое, противоположное понятие — female gaze («женский взгляд»). Такой подход нужен был для того, чтобы положить конец объективизации женского тела и сместить фокус от внешних данных к внутренним: героинь начали одевать в простую повседневную одежду, а их личность раскрывалась глубже.
Однако зачастую отказ от откровенной одежды связан не только с феминизмом, а порой — даже противоречит его идеям. В своем исследовании сотрудники Калифорнийского, Оклахомского и Аризонского университетов доказали, что существует и еще 1 фактор — страх перед осуждением со стороны других женщин.
Американские ученые задались вопросом: «Как рассуждают женщины при выборе одежды для встреч в исключительно женской компании?» Во время эксперимента они сделали акцент на конкуренции: выяснилось, что, как и мужчины, девушки могут быть агрессивны по отношению друг к другу из-за соперничества. При этом соперничество нередко может возникнуть на почве внешнего вида.
«Конвенционально привлекательные женщины, которые предпочитают отрытую одежду, с большей вероятностью становятся объектами однополой агрессии. Девушки чаще испытывают неприязнь к коллеге и даже подруге, когда она одета в короткую юбку и рубашку с декольте, чем когда она появляется в брюках и футболке с круглым вырезом», — объясняют психологи Трейси Вайланкур и Аанчал Шарма.
В границах своего первого эксперимента ученые разделили 142 испытуемых на 3 группы и попросили их прочитать 1 и тот же сценарий о двух женщинах, Кэрол ...